Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Обсерватория культуры  / №2 2015

«ЯПОНИЗМ» РУБЕЖА XIX— XX ВЕКА КАК ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (66,00 руб.)

0   0
Первый авторГришин
Страниц7
ID447000
АннотацияРассматривается «японизм» как явление европейской культуры 1860—1910-х годов. Японизм был феноменом сильнейшего визуального воздействия японской культуры на культуру западную. Впервые Запад стал воспринимать чужую культуру как равную себе. Японизм в западной культуре был эстетической рецепцией японского искусства, опосредованной европейской мечтой о царстве красоты.
УДК930.85
Гришин, М.В. «ЯПОНИЗМ» РУБЕЖА XIX— XX ВЕКА КАК ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ / М.В. Гришин // Обсерватория культуры .— 2015 .— №2 .— С. 132-138 .— URL: https://rucont.ru/efd/447000 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 930.85 ББК 7*63.3 М.В. ГРИШИН «ЯПОНИЗМ» РУБЕЖА XIX— XX ВЕКА КАК ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ Рассматривается «японизм» как явление европейской культуры 1860—1910-х годов. <...> Японизм был феноменом сильнейшего визуального воздействия японской культуры на культуру западную. <...> Японизм в западной культуре был эстетической рецепцией японского искусства, опосредованной европейской мечтой о царстве красоты. <...> Давая определение этому культурному явлению, можно сказать, что японизм был одним из первых опытов широкого усвоения японской культуры Европой в указанных хронологических рамках, когда европейская культура, с определенными оговорками, стала впервые воспринимать одну из незападных культур как равную себе. <...> Это, с одной стороны, явление массовой культуры, когда буржуазные слои населения Европы, преимущественно Франции, Англии, Германии и Австрии, стали воспринимать японское искусство, цветную гравюру на дереве укиё-э, произведения прикладного исVIII СВЯЗЬ ВРЕМЕН М.В. <...> «Японизм» рубежа XIX—XX века как общеевропейское культурное явление кусства, особенно японский фарфор, кимоно, веера, расписные ширмы как «последний крик моды», а обладание этими произведениями превратилось в этих кругах в знак престижа и «передового» вкуса. <...> С другой стороны, японская цветная гравюра на дереве укиё-э («картины быстротекущей жизни») и написанные тушью живописные вертикальные свитки какэмоно оказали серьезнейшее влияние на появление новых живописных техник и инновационных приемов в импрессионизме и постимпрессионизме. <...> Следует сказать, что японизм как явление если не тотального, то широкого усвоения японской культуры (в первую очередь, художественной) Европой и, чуть позже, США и Россией, был в основе своей опытом европейского стремления к восприятию восточной экзотики, опытом построения на основе усвоения произведений японского искусства воображаемого пространства красоты и элегантного эстетизма. <...> Японизм как опыт <...>