Язык
и
культура
№ 38
Научный журнал
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
(свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-30317 от 19 ноября 2007 г.)
Подписной индекс в объединённом каталоге «Пресса России» 44041
Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»,
Высшей аттестационной комиссии
2017
Томск
2017
Стр.1
Учредитель – ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Главный редактор, председатель редакционной коллегии:
Гураль Светлана Константиновна, профессор, доктор педагогических наук, заведующая
кафедрой английской филологии Томского государственного университета.
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гераэртс Дирк, профессор лингвистики, основатель кафедры квантитативной лексикологии
и вариативной лингвистики, университет г. Лёвин (Бельгия).
Гиллеспи Дэвид, профессор, университет г. Бат (Великобритания)
Кечкеш Иштван, профессор, государственный университет штата Нью-Йорк, г. Олбани
(США).
Малони Патрик Дэннис, доктор права, Томский государственный педагогический
университет (Россия).
Мешлер Жак, профессор, университет г. Женева (Швейцария).
Митчелл Пётр Джонович, доктор педагогики, Томский государственный университет
(Россия).
Рийлаарсдам Герт, профессор, Амстердамский университет, Утрехтский университет
(Нидерланды).
Самбурский Денис Николаевич, профессор, университет г. Сиракьюза (США).
Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, профессор, Тамбовский государственный
университет имени Г.Р. Державина (Россия), Йенская высшая школа прикладных наук
им. Эрнста Аббе (Германия).
Шнайдер Клаус, профессор, университет г. Бонн (Германия).
Жиляков Артем Сергеевич, ответственный секретарь, доцент, Томский государственный
университет (Россия).
Ким-Малони Александра Аркадьевна, профессор, зав. кафедрой лингвистики и межкультурной
коммуникации, Томский государственный педагогический университет (Россия).
Мильруд Радислав Петрович, профессор, Тамбовский государственный технический
университет (Россия).
Морева Анастасия Владимировна, доцент, Томский государственный университет
(Россия).
Нагель Ольга Васильевна, доцент, Томский государственный университет (Россия).
Нечаев Николай Николаевич, академик РАО, доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии, Московский
государственный лингвистический университет (Россия).
Новицкая Ирина Владимировна, профессор, Томский государственный университет
(Россия).
Обдалова Ольга Андреевна, доцент, Томский государственный университет (Россия).
Панова Ольга Борисовна, доцент, Томский государственный университет (Россия).
Поляков Олег Геннадиевич, профессор, зав. кафедрой лингвистики и гуманитарнопедагогического
образования, Тамбовский государственный университет имени
Г.Р. Державина (Россия).
Серова Тамара Сергеевна, профессор, зав. кафедрой иностранных языков, лингвистики
и межкультурной коммуникации, Пермский национальный исследовательский политехнический
университет (Россия).
Смокотин Владимир Михайлович, профессор, Томский государственный университет
(Россия).
Сысоев Павел Викторович, профессор, Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина (Россия).
Темникова Ирина Геннадьевна, доцент, Томский государственный университет (Россия).
Стр.2
Founder – TOMSK STATE UNIVERSITY
Head of the Editorial Board
Prof. Svetlana K. Gural, Head of the Department of English Philology, Faculty of Foreign
Languages, National Research Tomsk State University.
MEMBERS OF THE EDITORIAL BOARD:
Geeraerts Dirk, Professor, Founder of the Research unit of Quantitative Lexicology and Variationist
Linguistics, University of Leuven (Belgium).
Gillespie David, Professor, University of Bath (UK).
Hausmann-Ushkova Nadezhda, Dr. habil., Professor, G.R. Derzhavin Tambov State University (Russia),
Ernst Abbe Higher School, University of Jena (Germany).
Kecskes Istvan, Professor, University of State New York, Albany (USA).
Maloney Patrick D., Doctor of Law, Tomsk State Pedagogical University (Russia).
Mitchell Petr J., Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Moeschler Jacques, Professor, University of Geneva (Switzerland).
Rijlaarsdam Gert, Professor, University of Amsterdam, University of Utrecht (Netherlands).
Samburskiy Denis N., Professor, Syracuse University, NY (USA).
Schneider Klaus P., Professor, University of Bonn (Germany).
Kim-Maloney Alexandra A., Professor, Head of the Department of Linguistics and Cross-cultural
Communication, Tomsk State Pedagogical University (Russia).
Milrood Radislav P., Professor, Tambov State Technical University (Russia).
Moreva Anastasiya V., Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Nagel Olga V., Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Nechaev Nikolay N., Academician of RAS, Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of
Psychology and Pedagogical Anthropology, Moscow State Linguistic University (Russia).
Novitskaya Irina V., Professor, Tomsk State University (Russia).
Obdalova Olga А., Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Panova Olga B., Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Polyakov Oleg G., Head of the Department of Linguistics and Humanities Education, G.R. Derzhavin
Tambov State University (Russia).
Serova Tamara S., Professor, National Research Perm Polytechnic University (Russia).
Smokotin Vladimir M., Professor, Tomsk State University (Russia).
Sysoyev Pavel V., Professor, G.R. Derzhavin Tambov State University (Russia).
Temnikova Irina G., Associate Professor, Tomsk State University (Russia).
Zhilyakov Artem S., Executive Editor, Associate Professor Tomsk State University (Russia).
Editorial and publisher address:
National Research Tomsk State University, Faculty of Foreign Languages
36 Lenina Avenue, Tomsk, Russia, 634050
Telephone / fax: 8 + (3822)52-97-42
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Добрусина М.Е., Митчелл П.Д. Использование иноязычного дискурса
при обучении студентов Института экономики и менеджмента
Томского государственного университета страхованию ..............................................
8
Дамбуев И.А. Топонимическое варьирование и вопросы нормализации
топонимов в Республике Хакасия ................................................................................... 23
Колесникова И.Е. Фразеологическая микросистема «черты характера человека
по отношению к другим» в идеографическом аспекте (на материале украинского
и английского языков) ...................................................................................................... 41
Коновалова Ю.О. Вьетнамцы и русские: отношение к эмоциям как проявление
национальной культуры ................................................................................................... 51
Наугольных Е.А. Окказиональное сложное слово Дж. Джойса:
специфика и перевод ........................................................................................................ 70
Эль Сабрути Р.Р. Особенности метафоризации арабской лексики ........................... 80
Сложеникина Ю.В., Звягинцев В.С. Из истории упорядочения
русской медицинской терминологии .............................................................................. 94
Стеклянникова С.Ю. Е.Г. Эткинд и Ф. Ингольд как авторы-составители
немецких антологий русской поэзии: опыт сопоставления стратегий ........................ 105
Хоанг Тхи Хонг Чанг, Старикова Г.Н. Московские ресторонимы
в аспекте графики ............................................................................................................. 117
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Ариян М.А. Социально-эмоциональное развитие обучающихся средствами
иностранного языка .......................................................................................................... 138
Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А. Особенности формирования
иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции
будущего учителя иностранного языка .......................................................................... 152
Викулина М.А., Обдалова О.А. Технологии как способ реализации целей
иноязычного образования в высшей школе ................................................................... 171
Гураль С.К., Корнеева М.А. Интеграции кейс-стади метода
в иноязычное обучение студентов направления «Прикладная механика»
в контексте актуальных образовательных тенденций .................................................. 190
Жигадло В.Э., Одинокая М.А. Использование технологии учебных подкастов
при обучении языку хинди в техническом вузе как средства повышения качества
дополнительного гуманитарного образования .............................................................. 207
Жогова И.Г., Кузина Е.В. Развитие критического мышления в контексте
профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы ............... 227
Ким К.В., Ким Е.К. Формирование дискурсивно-понятийной лексики курса
«Теория менеджмента» для студентов Восточной и Юго-Восточной Азии
(на примере китайских студентов) .................................................................................. 240
Стр.4
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Коммуникативная компетенция как готовность
учащихся к общению на иностранном языке ................................................................. 250
Петрашова Т.Г. Оценка результативности программ языковой подготовки,
обеспечивающих условия интернационализации вуза:
опыт инновационного технического вуза ...................................................................... 269
Подъянова Т.О., Гураль С.К. Историографический обзор психометрии
и ее применение в обучении английскому языку .......................................................... 285
Юсупова З.Ф. Роль олимпиады по русскому языку как неродному в развитии
билингвальной языковой личности ................................................................................. 299
Стр.5