ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ УДК 658.3 РИСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ПРИ РАЗВИТИИ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ А.А. <...> Зубарева (канд. экон. наук) И.В. Гайдей (студент 2-го курса магистратуры кафедры бурения нефтяных и газовых скважин) (ФГБОУ ВПО "РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина") В статье исследуется категория «человеческий фактор» в контексте аварийных ситуаций. <...> Авторы рассматривают возможные классификации рисков человеческого фактора; дают перечень наиболее крупных аварий на морских буровых судах и платформах, при этом одной из причин выявляют ошибочное или неправильное принятие решений обслуживающим персоналом в критических ситуациях; изучают конкретную аварийную ситуацию на одном из крупных газоконденсатных месторождений п-ова Ямал и представляют свой критический взгляд на событие с точки зрения рисков человеческого фактора, которые в определенной степени могли повлиять на исход аварии; предлагают практические рекомендации по снижению рисков человеческого фактора. <...> С повышением уровня внедряемого оборудования меняются и требования к работникам предприятий. <...> Также возрастает цена ошибки персонала, которая может привести к человеческим жертвам, уничтожению оборудования и даже банкротству предприятия. <...> В отличие от технологических рисков, анализ которых проводится при помощи множества различных методов и схем, основанных на жесткой логике, статистике, данных стендовых испытаний оборудования и ряда других, риск человеческого фактора имеет более сложную структуру. <...> Человеческий фактор" – многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. <...> Риски человеческого фактора можно разделить на несколько групп (табл. <...> Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 г. [5], добыча нефти и газа на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей является наиболее перспективным направлением. <...> В мировую историю освоения континентального <...>