ISBN 978-5-9963-2917-5 В книге рассмотрены фундаментальные положения программирования: конечная величина и конструируемые на ее основе различные типы данных; управляющие конструкции— элементарные составляющие любого алгоритма и основа управления вычислительным процессом; структуризация задач как основополагающий механизм их реализации на компьютере; упорядочение (сортировка) как основа эффективной работы с любыми данными и, наконец, перебор вариантов, как универсальная схема компьютерного решения задач. <...> В рабочем окне редактора среды программирования наберем текст первой программы — вычисления произведения двух целых чисел: Program My1_1; Var a,b,rez: Integer; Begin WriteLn('Введите два числа через пробел'); ReadLn(a,b); 1.1. <...> Основные управляющие конструкции rez:=a*b; WriteLn('Их произведение равно ',rez); WriteLn('Нажмите Enter'); ReadLn; End. <...> Он начинается со служебного слова Var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой. <...> В нашем примере описаны три переменные: a, b и rez; все они имеют целый тип (Integer), т. е. значениями переменных этого типа являются целые числа. <...> После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебнымсловом End.Вэтом разделе задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. <...> После слова Begin ни точка, ни точка с запятой не ставятся. <...> Первый встречающийся оператор — это WriteLn('текст');—записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами и взятый в скобки. <...> После этих двух операторов стоит оператор присвоения: конце имени оператора для того, чтобы после вывода на экран текстов или результатов выполнения программы курсор автоматически переходил на следующую строку. <...> Следующий оператор — это ReadLn(a,b); — читать данrez:=a*b; (:=—это знак оператора присвоения в языке Паскаль; *—это знак умножения). <...> Основные управляющие конструкции 13 ременная rez получит значение, равное произведению числа a на число b (см <...>
Основы_программирования.pdf
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКОВ
С. М. Окулов
ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
10-е издание, электронное
Москва
Лаборатория знаний
2020
Стр.2
УДК 519.85(023)
ББК 22.18
О-52
С е р и я о с н о в а н а в 2008 г.
Окулов С. М.
О-52
Основы программирования / С. М. Окулов.—10-е изд.,
электрон.—М. : Лаборатория знаний, 2020.—339 с. —
(Развитие интеллекта школьников).—Систем. требования:
Adobe Reader XI ; экран 10".— Загл. с титул. экрана.—
Текст : электронный.
ISBN 978-5-00101-759-2
В книге рассмотрены фундаментальные положения программирования:
конечная величина и конструируемые на ее
основе различные типы данных; управляющие конструкции—
элементарные составляющие любого алгоритма и основа управления
вычислительным процессом; структуризация задач как
основополагающий механизм их реализации на компьютере;
упорядочение (сортировка) как основа эффективной работы
с любыми данными и, наконец, перебор вариантов, как
универсальная схема компьютерного решения задач.
Для учащихся старших классов, студентов и учителей
информатики.
УДК 519.85(023)
ББК 22.18
Деривативное издание на основе печатного аналога: Основы
программирования / С. М. Окулов.—9-е изд.—М. : Лаборатория
знаний, 2018.—336 с. : ил.—(Развитие интеллекта школьников).—ISBN
978-5-00101-136-1.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении
ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-00101-759-2
○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Содержание
Предисловие ................................. 5
Часть I. Программирование в среде Паскаль ............ 10
1.1. Основные управляющие конструкции.................. 10
Занятие¹ 1. Первая программа .............................. 10
Занятие¹ 2. Целыйтип данных.............................. 18
Занятие¹ 3. Команды редактора для работы с блоками,
работа с окнами ........................................... 24
Занятие¹ 4. Логический тип данных, операции сдвига ......... 29
Занятие¹ 5. Составной оператор и оператор If – Then – Else ..... 34
Занятие¹ 6. Оператор цикла For ............................. 41
Занятие¹ 7. Оператор цикла While........................... 47
Занятие¹ 8. Оператор цикла Repeat – Until ................... 52
Занятие¹ 9. Вложенныециклы.............................. 59
1.2. Процедуры ифункции—элементы структуризации
программ ........................................... 69
Занятие¹ 10. Одномерные массивы. Работа с элементами ....... 69
Занятие¹ 11. Процедуры ................................... 81
Занятие¹ 12. Функции ..................................... 94
Занятие¹ 13. Рекурсия .................................... 107
Занятие¹ 14. Символьный и строковый типыданных ......... 123
Занятие¹15. Текстовыефайлы ............................. 143
1.3. Массив – фундаментальная структура данных ......... 158
Занятие¹ 16. Методыработы с элементами одномерного
массива ................................................. 158
Занятие¹ 17. Двумерные массивы. Работа с элементами....... 170
Занятие¹ 18. Двумерные массивы. Вставка и удаление ........ 185
1.4. Дополнительные занятия............................ 196
Занятие¹ 19. Вещественный тип данных .................... 196
Занятие¹ 20. Множественный тип данных................... 208
Занятие¹ 21. Комбинированный тип данных (записи)......... 216
Стр.4
4
Основы программирования
Часть II. Фундаментальныеалгоритмы................ 231
Занятие¹ 22. Поиск данных................................ 231
Занятие¹ 23. Алгоритмы сортировки
с временной сложностью O(n2)............................. 247
Занятие¹ 24. Алгоритмы быстрой сортировки данных ........ 258
Занятие¹ 25. Перебор ..................................... 277
Приложение.Этюд о программировании............... 296
1. Опонятии «программа», принципах работы программиста
и программировании ................................. 296
2. Развитие технологий программирования................ 301
2.1. Операциональное программирование ..................... 301
2.2. Нисходящее проектирование, структурное и модульное
программирование ....................................... 303
3. Платформа Microsoft .Net Framework,
или от Pascal кC# .................................... 326
3.1. Общиеположения ...................................... 327
3.2. История развития ...................................... 329
3.3. Сферы применения .Net Framework ...................... 331
Выводы ............................................... 334
Стр.5