Для перевода десятичного числа в другие позиционные системы правила аналогичны: целую часть нужно последовательно делить на основание системы счисления, в которую переводится число, а дробную часть – умножать на это основание. <...> 6 Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 53 оканчивается на 3. <...> 7 Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 26 оканчивается на 2. <...> Например, предыдущая задача может быть сформулирована иначе: какое минимальное количество битов потребуется для кодирования номера каждого зрительского места, если в кинотеатре 16 рядов по 32 места в каждом? <...> Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 50 различных сигналов? <...> Количество битов, необходимое для кодирования одного символа алфавита, называется информационным весом символа алфавита. <...> Если k – количество символов в сообщении, то информационный объем всего сообщения рассчитывается по формуле: V = k log2N. <...> Какое минимальное количество битов потребуется для кодирования каждой величины температуры? <...> Между К и n существует связь: К = 2n n – количество битов, необходимое для кодирования цвета одной точки . <...> 4 Определите информационный объем пословицы в битах в кодировке Unicode: Мал золотник, да дорог. <...> Задачи к разделу «Информация и ее кодирование» 1 Считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем в битах следующего предложения: Один пуд – около 16,4 килограмм. <...> 2 Считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем в битах следующего предложения: У семи нянек дитя без глаза. <...> Каково максимально возможное количество цветов в палитре изображения? <...> Каково максимально возможное количество цветов в палитре изображения? <...> Каково максимально возможное количество цветов в палитре изображения? <...> Каково <...>
Информатика_пособие_для_подготовки_к_ЕГЭ.pdf
ИНФОРМАТИКА
ПОСОБИЕ
для подготовки к ЕГЭ
Учебно-методическое пособие
Под редакцией
Е. Т. Вовк
7-е издание, электронное
Москва
Лаборатория знаний
2022
Стр.2
УДК 004.9
ББК 32.97
И74
О. Р. Лапонина, Н. Б. Линев, К. Б. Мурашкина, Е. В. Рыбко,
К. С. Филиппов, Е. Ю. Фоменко, А. Л. Яковлев
Е. Т. Вовк, Н. В. Глинка, Т. Ю. Грацианова, Е. И. Гуревич,
А в т о р ы:
И74
Информатика: пособие для подготовки к ЕГЭ : учебнометодическое
пособие / Е. Т. Вовк, Н. В. Глинка, Т. Ю. Грацианова
[и др.] ; под ред. Е. Т. Вовк. — 7-е изд., электрон. —
М. : Лаборатория знаний, 2022. — 357 с. —(ВМК МГУ— школе). —
Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10". — Загл. с титул.
экрана. — Текст : электронный.
ISBN 978-5-00101-960-2
Данная книга рекомендуется в качестве пособия при подготовке к ЕГЭ
по информатике.
Разделы книги соответствуют темам, включенным в ЕГЭ. В начале
каждого раздела приведена краткая теоретическая информация по теме,
содержащая основные определения и описание методов решения задач.
Основу разделов составляют задачи для самостоятельного решения. В конце
книги приводятся ответы, а для наиболее сложных задач дается разбор
решения или рекомендации по решению.
Пособие разработано коллективом преподавателей факультета вычислительной
математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М. В. Ломоносова —
ведущим учебным заведением страны в области информационных технологий.
УДК
004.9
ББК 32.97
Деривативное издание на основе печатного аналога: Информатика: пособие
для подготовки к ЕГЭ : учебно-методическое пособие / Е. Т. Вовк,
Н. В. Глинка, Т. Ю. Грацианова [и др.] ; под ред. Е. Т. Вовк. — 6-е изд. —
М. : Лаборатория знаний, 2019. — 352 с. : ил. —(ВМК МГУ— школе). —
ISBN 978-5-00101-210-8.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать
от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-00101-960-2
© Вовк Е. Т., Глинка Н. В., Грацианова Т. Ю.,
Гуревич Е. И., Лапонина О. Р., Линев Н. Б.,
Мурашкина К. Б., Рыбко Е. В., Филиппов К. С.,
Фоменко Е. Ю., Яковлев А. Л., 2017
© Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Оглавление
Глава 1. Информация и ее кодирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Системы счисления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Измерение информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Кодирование информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глава 2. Основы математической логики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Алгебра логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Логические схемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Глава 3. Алгоритмизация и программирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Исполнители алгоритмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Представление алгоритмов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Глава 4. Моделирование и компьютерный эксперимент . . . . . . . . . . . . . . . 131
Глава 5. Информационные и коммуникационные технологии. . . . . . . . . . . 143
Программные средства информационных и коммуникационных технологий. . . . . . . . . . 143
Технология обработки информации в электронных таблицах MS Excel . . . . . . . . . . . . . 150
Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных . . . . . . . . . . . 167
Телекоммуникационные технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Глава 6. Технология программирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Ввод и вывод числовой информации. Выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Условный оператор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Циклы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Массивы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Строки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Файлы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Процедуры и функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Смешанные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Сложные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Типовые задачи по программированию части «С» ЕГЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Раздел «Системы счисления». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Раздел «Информация и ее кодирование» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Раздел «Алгебра логики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
Раздел «Логические схемы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Раздел «Исполнители алгоритмов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Стр.4
4
Оглавление
Раздел «Представление алгоритмов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Раздел «Моделирование и компьютерный эксперимент» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Раздел «Программные средства информационных и коммуникационных технологий» . . 243
Раздел «Технология обработки информации в электронных таблицах MS Excel» . . . . . 244
Раздел «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» . . . 245
Раздел «Телекоммуникационные технологии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Раздел «Ввод и вывод числовой информации. Выражения». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Раздел «Условный оператор». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Раздел «Циклы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Раздел «Массивы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Раздел «Строки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Раздел «Файлы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Раздел «Процедуры и функции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Раздел «Смешанные задачи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Раздел «Сложные задачи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
Раздел «Типовые задачи по программированию части «С» ЕГЭ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
Стр.5