Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Основы теории игр (320,00 руб.)

0   0
Первый авторКолобашкина Л. В.
ИздательствоМ.: Лаборатория знаний
Страниц198
ID443331
АннотацияВ пособии изложены основные положения и сведения из теории игр, подробно рассмотрены методы выбора оптимальных стратегий поведения в антагонистических и неантагонистических конфликтах. Приведены критерии определения оптимальных стратегий в «играх с природой». Рассмотрены методы принятия решений в антагонистических и неантагонистических позиционных играх с полной и неполной информацией. Все представленные методы сопровождаются подробно рассмотренными примерами. Доступность изложения материала делает знакомство с принципами рационального поведения в конфликтах привлекательным для широкого круга читателей.
Кем рекомендованоУМО по образованию в области прикладной математики и управления качеством в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 231300 – Прикладная математика
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Прикладная математика», «Прикладная математика и информатика», «Математические методы в экономике».
ISBN978-5-906828-81-1
УДК519.83(075)
ББК22.193я7
Колобашкина, Л.В. Основы теории игр : учеб. пособие / Л.В. Колобашкина .— 5-е изд., электрон. — Москва : Лаборатория знаний, 2021 .— 198 с. — Деривативное эл. изд. на основе печ. аналога (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 198 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10" .— ISBN 978-5-906828-81-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/443331 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-00101-460-7 В пособии изложены основные положения и сведения из теории игр, подробно рассмотрены методы выбора оптимальных стратегий поведения в антагонистических и неантагонистических конфликтах. <...> Решение позиционных игровых задач с неполной информацией . <...> Решение позиционных игровых задач с полной информацией . <...> Алгоритм выделения экономически устойчивых коалиций в кооперативной игре . <...> Анализ полезности формирования коалиций с помощью нормализованной формы игры . <...> Матричнаяигра—это конечная игра двух игроков с нулевой суммой, в которой выигрыши первого игрока равны проигрышам второго и наоборот; задается в виде одной матрицы. <...> Биматричная игра — это конечная игра двух игроков с ненулевой суммой, в которой выигрыши каждого игрока сосредоточены в матрице игры данного игрока; данный вид игр задается двумя матрицами. <...> Глава 1 посвящена методам принятия решений в антагонистических конфликтах. <...> В этой главе вводятся основные понятия теории матричных игр, рассматриваются вопросы составления модели игры, уменьшения размерности задачи путем применения отношений доминирования, излагаются способы определения равновесных ситуаций в «чистых» стратегиях, приводятся аналитические, итерационные и графические методы определения оптимальных смешанных стратегий в зависимости от размерности задачи, рассматриваются вопросы практического применения полученных результатов. <...> В ряде задач функция выигрыша зависит от неопределенных факторов, к которым можно отнести погодные условия, состояние рынка, курс валюты, инфляцию, психоэмоциональное состояние лица, принимающего решения, и т. д. <...> В главе 5 приводятся базовые понятия теории кооперативных игр, дается математическое обоснование для выделения устойчивых коалиций в кооперативных играх на основе взаимных экономических интересов. <...> Излагаютсяпринципыоптимальности для кооперативных игр — С-ядро, НМ-решение и вектор Шепли. <...> В случае единого критерия <...>
Основы_теории_игр.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Основы_теории_игр.pdf
Л. В. Колобашкина Основы теории игр Учебное пособие Рекомендовано УМО по образованию в области прикладной математики и управления качеством в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 231300 – Прикладная математика 5-е издание, электронное Москва Лаборатория знаний 2021
Стр.2
УДК 519.83(075) ББК 22.193я7 К60 доктор физ-мат. наук, проф., зав. кафедрой А. Л. Калабин, доктор техн. наук Н. Н. Филатова Р е ц е н з е н т ы: (Тверской государственный технический университет, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники»), кандидат техн. наук, доцент кафедры вычислительной техники МЭИ И. Н. Андреева Колобашкина Л. В. К60 Основы теории игр : учебное пособие / Л. В. Колобашкина. — 5-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2021. — 198 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10". — Загл. с титул. экрана. — Текст : электронный. ISBN 978-5-906828-81-1 В пособии изложены основные положения и сведения из теории игр, подробно рассмотрены методы выбора оптимальных стратегий поведения в антагонистических и неантагонистических конфликтах. Приведены критерии определения оптимальных стратегий в «играх с природой». Рассмотрены методы принятия решений в антагонистических и неантагонистических позиционных играх с полной и неполной информацией. Рассмотрены принципы оптимальности для кооперативных игр. Все представленные методы сопровождаются подробно рассмотренными примерами. Доступность изложения материала делает знакомство с принципами рационального поведения в конфликтах привлекательным для широкого круга читателей. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Прикладная математика», «Прикладная математика и информатика», «Математические методы в экономике». УДК 519.83(075) ББК 22.193я7 Деривативное издание на основе печатного аналога: Основы теории игр : учебное пособие / Л. В. Колобашкина. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 195 с. : ил. ISBN 978-5-9963-1716-5. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации ISBN 978-5-906828-81-1 © Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Оглавление Введение.................................. 5 Глава 1. Принятие решений в антагонистических конфликтах ......................... 11 1.1. Матричные игровые задачи. Составление модели игры ................. 11 1.2. Сокращение размерности игровой задачи ........ 14 1.3. Решение игровых задач в «чистых» стратегиях. Принцип минимакса .................... 17 1.4. Смешанные стратегии.................... 21 1.5. Методы решения матричных игр 2ƀ2 .......... 24 1.5.1. Аналитический метод .................. 24 1.5.2. Метод, основанный на понятии равновесия по Нэшу .......................... 26 1.5.3. Графическая интерпретация игры 2ƀ2 ........ 28 1.6. Игры 2ƀn и mƀ2........................ 32 1.6.1. Игра 2ƀn .......................... 32 1.6.2. Игра mƀ2 ......................... 36 1.7. Методы решения матричных игр nƀn .......... 39 1.7.1. Решение игр размерности nƀn методом Лагранжа ......................... 39 1.7.2. Решение игр размерности nƀn методом Крамера .......................... 42 1.7.3. Метод обратной матрицы................ 48 1.8. Методы решения матричных игр mƀn .......... 52 1.8.1. Решение игр размерности mƀn методами линейного программирования ...... 52 1.8.2. Итерационный метод решения игровых задач размерности mƀn .................... 61 1.9. Практическое применение смешанных стратегий . . . 66 Глава 2. Принятие решений в неопределенных ситуациях (игры «с природой») .................... 71 2.1. Элементы теории статистических решений ....... 71 2.2. Критерии принятия решений в играх «с природой» . . 74 2.3. Планирование эксперимента в условиях неопределенности ............... 76 2.3.1. Случай «идеального» эксперимента ......... 76 2.3.2. Случай «неидеального» эксперимента ........ 79
Стр.4
4 Оглавление Глава 3. Принятие решений в неантагонистических конфликтах ......................... 85 3.1. Биматричные игровые задачи ............... 85 3.2. Отношения доминирования в биматричных играх . . . 87 3.3. Графический способ решения биматричных задач 2ƀ2 ................... 94 3.4. Аналитический метод решения биматричных игровых задач mƀn. Алгоритм Лемке–Хоусона .... 100 Глава 4. Многошаговые процессы принятия решений.... 114 4.1. Позиционные игры..................... 114 4.2. Нормализация позиционной игры............ 116 4.3. Решение позиционных игровых задач с неполной информацией ................ 120 4.4. Решение позиционных игровых задач с полной информацией .................. 139 4.5. Принятие организационно-управленческих решений с помощью позиционных игр......... 147 4.5.1. «Планирование производства» ............ 147 4.5.2. «Погоня за конкурентом» ............... 151 Глава 5. Принятие решений в кооперативных играх..... 163 5.1. Принципы кооперации .................. 163 5.2. Дележ ............................. 166 5.3. Алгоритм выделения экономически устойчивых коалиций в кооперативной игре ............. 168 5.4. Анализ полезности формирования коалиций с помощью нормализованной формы игры ...... 174 5.5. Принцип оптимальности в форме С-ядра ....... 178 5.6. НМ-решение ........................ 183 5.7. Вектор Шепли........................ 185 Литература.............................. 194
Стр.5