Пусть l — длина вагона, v0 — скорость поезда в момент, когда начало первого вагона поравнялось с пассажиром, a — модуль ускорения поезда. <...> Ускорение свободного падения принять g = 10 м/с2, толщиной плиты по сравнению с h пренебречь. <...> Ускорение свободного падения принять равным g = 10 м/с2. <...> Время движения шарика от момента удара о потолок до момента падения на пол равно t =+ gH — скорость шарика непосредственно перед ударом о пол. <...> В кабине лифта высотой H = 2,5 м, движущейся с ускорением a = = 0,8 м/с2, направленным вниз, вертикально вверх бросают маленький шарик с высоты h = 0,5 м от пола. <...> Ускорение свободного падения g = 10 м/с2, сопротивление воздуха не учитывать. <...> Ускорение свободного падения принять g = 10 м/с2, трением тел о плоскость пренебречь. <...> В координатной системе с началом, совпадающим с положением второго тела в начальный момент времени, и осью Ox, направленной вдоль наклонной плоскости вниз, кинематические уравнения движения тел имеют вид: xt S t at ()=− +v 11 , xt t at 2 2 22 v 1 = + − 2 ()=+ , где ускорение 2 тел a = g sin α ≈ gα. <...> По закону сложения скоростей, модуль составляющей относительной скорости шарика, нормальной к доске B, до удара равен vv ⊥ =+отн до удара о доску B равно t1 = + u скорости шарика, нормальной к доске B, станет равным v sin α + 2u. <...> После упругого удара шарик возвращается в исходную точку А, затратив на полет в k = 3 раз меньшее время. <...> Поскольку модуль скорости шаg рика при упругом ударе не изменяется, а дальность полета шарика в обе стороны одинакова, справедливо равенство: vv 0 2 sin22 = αβ gg 0 2 sin , где β — угол, который скорость шарика образует с горизонталью после удара. <...> Маленький шарик падает с высоты H = 2 м без начальной скорости. <...> На высоте h = 0,5 м над землей шарик испытывает абсолютно упругий удар о закрепленную гладкую площадку, наклоненную <...>
Физика._Задачник-практикум_для_поступающих_в_вузы.pdf
УДК 53(075.3)
ББК 22.3я729
М15
С е р и я о с н о в а н а в 2011 г.
Макаров В. А.
М15 Физика. Задачник-практикум для поступающих в вузы :
учебно-методическое пособие / В. А. Макаров, С. С. Чесноков. —
4-е изд., электрон. — М. : Лаборатория знаний, 2020. — 368 с. —
(ВМК МГУ— школе). — Систем. требования: Adobe Reader XI ;
экран 10". — Загл. с титул. экрана. — Текст : электронный.
ISBN 978-5-00101-919-0
Сборник содержит около 770 задач по основным разделам школьного
курса физики. Все задачи сопровождаются подробными решениями, содержащими
обоснования применимости используемых законов, а также
анализ полученных ответов. Задачи подобраны так, чтобы наиболее полно
ознакомить учащихся со всем арсеналом приемов и способов рассуждения,
применяемых при их решении. Само оформление решений соответствует
требованиям, предъявляемым жюри олимпиад и экспертами ЕГЭ к работам
учащихся. Книга поможет учащимся освоить технику выполнения олимпиадных
заданий, заданий профильных испытаний в вузах и заданий ЕГЭ,
требующих развернутые решения.
Для школьников, желающих повысить уровень своих знаний по физике
в рамках программы за 9–11 классы и готовящихся к поступлению в вузы
физико-математического и технического профилей.
УДК 53(075.3)
ББК 22.3я729
Деривативное издание на основе печатного аналога: Физика. Задачник-практикум
для поступающих в вузы : учебно-методическое пособие /
В. А. Макаров, С. С. Чесноков. — 3-е изд. — М. : Лаборатория знаний, 2019. —
363 с. : ил. —(ВМК МГУ— школе). — ISBN 978-5-00101-211-5.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать
от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации
○c В. А. Макаров,
ISBN 978-5-00101-919-0
○c Лаборатория знаний, 2016
С. С. Чесноков, 2016
Стр.3
Оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Памяти товарища . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Механика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Кинематика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
5
7
7
1.2. Динамика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
1.3. Законы сохранения в механике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
1.4. Статика твердого тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
1.5. Механика жидкостей и газов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
1.6. Механические колебания и волны . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
2. Молекулярная физика и термодинамика . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
2.1. Основы молекулярно-кинетической теории . . . . . . . . . . . . 135
2.2. Элементы термодинамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
2.3. Изменение агрегатного состояния вещества.
Уравнение теплового баланса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
2.4. Поверхностное натяжение в жидкостях . . . . . . . . . . . . . . 193
2.5. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей . . . . . . . . . 198
3. Электродинамика .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 202
3.1. Электростатика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
3.2. Постоянный ток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
3.3. Магнетизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
3.4. Электромагнитная индукция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
3.5. Электромагнитные колебания и волны . . . . . . . . . . . . . . 292
4. Оптика .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 300
4.1. Геометрическая оптика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
4.2. Элементы физической оптики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
Стр.363