Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методическое пособие по полевой фольклорной практике (110,00 руб.)

0   0
АвторыПухова Татьяна Федоровна, Христова Галина Павловна, Чернобаева Алла Александровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц29
ID437106
АннотацияУчебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ и ХХI веков, теории литературы и фольклора филологического факультета Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется студентам-бакалаврам 1-го курса филологического факультета Воронежского государственного университета.
Методическое пособие по полевой фольклорной практике / Т.Ф. Пухова, Г.П. Христова, А.А. Чернобаева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 29 с. — 29 с. — URL: https://rucont.ru/efd/437106 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методическое пособие по полевой фольклорной практике Учебное пособие Составители: Т. Ф. Пухова Г. П. <...> Чернобаева ВОРОНЕЖ Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 26 июня 2015 г., протокол № 4 Рецензент – доцент кафедры русской литературы Л. Я. Бобрицких Учебное пособие подготовлено на кафедре русской литературы ХХ и ХХI веков, теории литературы и фольклора филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Приметы, связанные с КрещеМасленица, Сырная неделя (Неделя перед началом Великого поста) 1. <...> Какие развлечения допускались во время Великого поста? <...> Что делали дети с этим печеньем (съедали, поднимали их на палочки и бегали по селу, сажали на кусты, выкликали весну)? <...> Существовал ли обычай хлестать домочадцев, особенно детей, освященной вербой? <...> Как использовали освященную вербу после праздника (при заболеваниях людей и скота, выгоняли скот первый раз в поле и т.д.) <...> Как отмечали последний сноп, что приговаривали во время жатвы последних колосьев? <...> Как поступали с последним сжатым снопом (брали с собой в дом, берегли до следующего урожая)? <...> В какие периоды времени принято было играть свадьбу (осенью, после зимних Святок, после Пасхи)? <...> Как назывался следующий этап свадьбы (запой, пропой и т.п.) <...> ? Когда назначался пропой, кто должен был на нем присутствовать? <...> Приглашались ли на пропой жених с невестой? <...> С какого времени начинали звучать свадебные песни? <...> Как назывались собрания молодежи вечером накануне свадьбы (девичник, молодешник, вечерины)? <...> Чем украшали свадебный каравай, какие действия с ним совершали? <...> Что происходило в доме невесты во время ожидания женихова поезда? <...> Было ли принято перегораживать дорогу женихову поезду? <...> Как его называли (повивание, окручивание, расплетение <...>
Методическое_пособие_по_полевой_фольклорной_практике.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Методическое пособие по полевой фольклорной практике Учебное пособие Составители: Т. Ф. Пухова Г. П. Христова А. А. Чернобаева ВОРОНЕЖ Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
Вопросник для собирания и записи произведений фольклора I. Из истории села 1. Когда здесь появились первые жители? Известно ли, откуда пришли в эти места первые поселенцы? 2. Какие пути сообщения существовали в прошлом? Какими пользуются в настоящее время? 3. Как можно объяснить название села, реки, озера, болота, леса и т.д.? Существуют ли местные предания, легенды о происхождении села? Изменились ли названия и почему? 4. Чем занимались жители села в прошлом? Какие виды промыслов, ремесел существовали? Какие существуют сейчас? 5. Какими прозвищами называли жители села проживающих в соседних селах и как они называют местных жителей (цуканы, талагаи, щелканы, хохлы и др.)? Почему даны такие названия? 6. Есть ли в селе памятные исторические места, с какими событиями они связаны? II. Этнографические сведения о материальной культуре Жилище 1. Из какого материала в старину строили жилые дома и надворные постройки (глина, дерево, камень, кирпич)? Чем укрывали, из какого материала делали крышу (солома, черепица, железо, др.)? Как украшали жилище, делали ли резные ставни, наличники? С какой стороны был выход на улицу (с фасада, с торца). Делали ли наружную пристройку при входе в дом (крыльцо)? 2. Как назывались жилые дома (изба, хата)? Сколько комнат было во внутреннем помещении, как они назывались (сени, сенцы, горница, светлица)? Как назывались элементы внутреннего строения, печь и предметы мебели (матица, груба, загнетка, судница, полати, лавки)? 3. Как были расположены надворные постройки? Как они назывались (клеть, сарай, хлев)? Для чего они были предназначены? Орудия труда, предметы быта 1. Какие орудия труда существовали в данном селе? Как они назывались? Для чего были предназначены? Какие орудия труда использовались для полевых работ, для уборки урожая? 2. Во что запрягали лошадь зимой или летом (сани, телега, бричка)? Как они выглядели? Назовите элементы лошадиной упряжи. 3. Какие орудия труда и приспособления использовались для традиционно «женских» работ: стирки и глажки белья, изготовления одежды, приготовления пищи (корыто, валек, ткацкий стан, прялка, ручная мельница, ступа, маслобойка)? Назовите их элементы. 3
Стр.3
7. Прощеное воскресенье (почему так называется?). Как просили прощения, что говорили при этом, чем угощали пришедших просить прощения? Как объясняли этот обычай? 8. Когда и как провожали Масленицу (делали соломенное чучело и сжигали его, возили по селу на санках, возили в санях ряженого старика и т.д.)? Из чего делали чучело и как его наряжали? 9. Какие специальные масленичные песни существовали? Великий пост 1. Какие развлечения допускались во время Великого поста? Устраивали ли во время поста посиделки? 2. Пелись ли специальные постовые песни, как их называли? Были ли специальные игры, приуроченные к Великому посту? Сороки, Сорок мучеников Севастийских (9 / 22 марта) 1. Работали или нет в этот день? Существовал ли обычай печь печенье в форме птичек, как они назывались, как делали тесто? Как объясняют этот обычай? Что делали с этим печеньем (отдавали детям, скармливали скоту)? Что делали дети с этим печеньем (съедали, поднимали их на палочки и бегали по селу, сажали на кусты, выкликали весну)? 2. Тексты закличек. Приметы, связанные с этой датой. Средокрестие (Среда на четвертой неделе поста, середина поста) 1. Пекли ли в этот день особое печенье, как его называли? Что еще совершали в этот день? 2. Был ли обычай запекать в печенье монетку, сушеные ягоды? Что совершал тот, кому они достанутся? Благовещенье (25 марта / 7 апреля) 1. Как готовились к празднику? Почему в этот день особенно строго соблюдали запрет на работу, даже домашнюю? 2. Пословицы, связанные с запретом работать на Благовещенье. 3. Считалось ли обязательным посещение в этот день церкви? Был ли обычай отпускать птиц на волю? 4. Какие послабления в постной пище допускались в этот день? Существовал ли обычай печь благовещенские просфоры из мирской муки? Сохранился ли этот обычай до сих пор? 6
Стр.6
Вербное воскресенье (Последнее воскресенье перед Пасхой) 1. Последнее воскресенье перед Пасхой. Когда заготовляли вербу? Был ли обычай украшать вербу? 2. Как народ объясняет обычай освящения вербы? 3. Существовал ли обычай хлестать домочадцев, особенно детей, освященной вербой? Для чего это делали и что при этом говорили? 4. Как использовали освященную вербу после праздника (при заболеваниях людей и скота, выгоняли скот первый раз в поле и т.д.)? Что делали с прошлогодними ветками (запаривали и отдавали скоту, сжигали, выкидывали и т.д.). 5. Приметы, связанные с этим днем. Пасха 1. Какие действия совершались в Чистый четверг? Какие работы совершались обязательно в этот день? Существовал ли обычай делать четверговую соль и как ее использовали? Соблюдается ли обычай готовить пасхальные блюда (пасху, кулич), как их украшали? Когда красили яйца (в четверг или другой день) и чем, в какой цвет? 2. Когда, где и чем разговлялись? Когда посещали кладбище? Можно ли поминать на Пасху и если нет, то почему? 3. Когда начиналось гуляние? Где, как и кто играл яйцами и какими? Кого обязательно приглашали в гости на Пасху? 4. Был ли обычай ходить по селу, делать обход дворов с пением специальных песен? Кто ходил по дворам (дети, священник), как их благодарили хозяева? Красная горка (Первое воскресенье после Пасхи) 1. Играли или нет в яйца (оставшиеся от Пасхи, вновь окрашенные)? В какие ещё игры могли играть в это время? 2. Был ли обычай ставить качели, где их ставили, какой формы? Кто мог кататься на качелях? Были ли при этом специальные припевки, песни? 3. Играли или нет свадьбы на этот праздник? Жены-мироносицы (Второе воскресенье после Пасхи) 1. Как по-местному назывался этот праздник? 2. Красили или нет яйца, что с ними делали? Был ли обычай собираться женщинам и гулять, жарить яичницу? Собирались замужние или незамужние 7
Стр.7
женщины? Участвовали ли в гуляниях одни женщины или приглашали мужчин? Преполовение (Среда на четвертой неделе от Пасхи, середина срока между Пасхой и Троицей) 1. Был ли обычай совершать «опахивания» – в поле, на улице, вокруг села. Для чего это делали? 2. Совершали ли общий выход в поле? С какой целью? Вознесение (Сороковой день от Пасхи) 1. Как готовились к празднику, что пекли? Был ли обычай выпекать обрядовое печенье в форме лесенок? Чем объясняли этот обычай? Что делали с лесенками (ели, разламывали и разбрасывали по полю)? 2. Совершали ли в этот день выход в поле? Егорьев день (23 апреля / 6 мая) 1. Представления народа о святом Георгии – защитник земли русской, покровитель скота, помощник земледельца. Работали или нет в этот день? 2. Было ли освящение скота, какой скот освящали? Было ли принято в этот день в первый раз выгонять скот на пастбище? Какие обрядовые действия были направлены на предохранение скота от болезни, наделение его плодовитостью? 3. Какова была роль пастуха? Какие работы были приурочены к этому дню? Какие еще названия были у этого праздника? Троица (Пятидесятый день после Пасхи) 1. Когда начинали готовиться к празднику: как, чем украшали дома и дворы (ветками березы, клена, травой)? Какие блюда готовили? 2. Как называлась неделя перед Троицей? Какой день недели называли Семиком? Какие обряды совершали в этот день? 3. С какого дня Троицы начиналось гуляние? Существовал ли обычай наряжать и носить по селу березку, что с ней после этого делали? В какой день молодежь ходила в лес или на луг и что там делали: завивали венки, кумились, гадали на венках, жарили яичницу? Как происходил обряд кумления? Какие песни его сопровождали? Кто мог принимать в нем участие? 8
Стр.8