Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01300032.htm
Эмин (Федор Александрович) - писатель (родился около 1735 г., умер в 1779 г.). Биография Э., до
появления его в России, остается недостаточно ясной, так как он сам неодинаково рассказывал о своих
"злоключениях". Можно догадываться, что происхождения он был южнославянского. В течение 8 лет он
странствовал по Австрии, Турции, Египту, Италии, Португалии и Франции; быть может, побывал и в
Алжире и Тунисе. В Турции Э. сделался магометанином и служил в отряде янычар. В 1761 г. Э. явился в
Лондон к русскому посланнику, князю Голицыну , принял православие и был отправлен в Россию, где
состоял учителем в сухопутном кадетском корпусе, а потом переводчиком в коллегии иностранных дел и
кабинет-переводчиком. Быстро изучив русский язык, Э. в течение своей восьмилетней литературной
деятельности оказался очень плодовитым: он написал несколько сатирических произведений, ряд
романов (переводных и подражательных), интересное "Описание Оттоманской Порты", издавал
сатирический журнал "Адскую Почту" (1769), наконец сочинил патриотическую, но странную
"Российскую Историю" в 3 томах, в которой ссылался на несуществовавшие книги и свидетельства. Ему
принадлежит также переиздававшаяся до последнего времени книга богословско-философского
содержания: "Путь ко спасению". Из семи романов Э. шесть относятся к распространенному в XVII и
XVIII веках типу романов "с приключениями", похожих на сказку, где читатель знает, что герой выйдет
победителем из самых затруднительных обстоятельств, добродетель в конце концов всегда
восторжествует, а порок будет наказан. Только роман: "Письма Ернести и Доравры" сложился под
влиянием новых веяний, преимущественно "Новой Элоизы"Ж.-Ж. Руссо. Романы Э., первого русского
романиста, имели несомненный успех, некоторые были даже переизданы; в мемуарах можно найти
ссылки на героев его романов; зачитывался ими в детстве и Карамзин (см. "Рыцарь нашего времени"
Карамзина). В то время Г.Ф. Миллер и особенно А.П. Сумароков осуждали романы, Э. является их
горячим защитником в отношении как образовательном (ознакомление с историей и нравами разных
народов), так и нравственном (отвращении от зла и любовь к добродетели). "Я последовал некоторым
лекарям, - говорил Э., - кои полезные лекарства засладить стараются и часто оные позлащают по той
причине, что теперь много есть таких больных, которые и того, что их здравию полезно, без прикрас не
принимают". Эта старая теория полезности литературных произведений оказала несомненную услугу
русскому обществу. Э. широко пользовался правом пропагандировать свои идеи в романах; в этом
отношении позднейшие русские романисты имеют в нем достойного предшественника. Наряду с
истинами самоочевидными (польза просвещения, вред полуобразования, необходимость труда), Э.
приходилось касаться и острых вопросов его времени: ужасов крепостного права, непорядков в суде и
административных учреждениях, всеобщего холопства и преклонения перед разными милостивцами.
Страницы, отведенные Э. этим наболевшим вопросам, отличаются гораздо большей резкостью, чем
статьи сатирических журналов. Романист вкладывал свои задушевные идеи в уста героев, действующих
в Греции, Алжире и т. д.; это позволяло ему высказываться свободнее. В некоторых романах
(автобиографическом - "Непостоянная фортуна, или Приключения Мирамонда", "Приключения
Мирамонда" и др.) даются целые общественные программы. К сатирическим произведениям Э.
относятся его своеобразные "Нравоучительные басни" (издания 1764, 1789, 1793), "Сон, виденный в 1765
г. 1 января" (направленный против Академии Наук, Академии Художеств и шляхтецкого корпуса),
неизданная доселе комедия "Ученая шайка", ряд эпиграмм и полемических стихотворений против М.Д.
Чулкова , А.Шлецера и особенно А.П. Сумарокова (последний осмеял Э. в комедии "Ядовитый"). Более
дружеские отношения были у Э. с В.Г. Рубаном и Н.И. Новиковым , поместившим о нем сочувственную
статью в своем "Словаре".Журнал Э. "Адская Почта" - один из лучших сатирических журналов того
времени. Вполне ясно и сознательно смотрел Э. на значение сатиры; в известной полемике "Всякой
всячины" с "Трутнем" Новикова о значении сатиры он примкнул к Новикову, обличавшему не пороки
вообще, а очень определенно указывавшему на недостатки современников, которых легко было узнать
по прозрачным намекам. И в журнале Э. прибегнул к излюбленному им способу: дело происходит будто
бы не в России (хотя обмолвки именно о России попадаются на каждом шагу); переписку между собой
ведут бес кривой и бес хромой о разных делах на земле. "Адская Почта" дает богатый материал для
характеристики русского общества XVIII века (семейные нравы, щегольство, подражание иностранцам,
"случайные" люди и отношение к ним при перемене "счастья", воспитание, суд, хищения, недостатки
духовенства, крепостное право). Своеобразной чертой "Адской Почты" были статьи политические и
публицистические, трактовавшие преимущественно об иностранной политике. Сильный и в XVIII веке
милитаризм внушал опасения сатирику. Из рассуждений по этому вопросу делается вывод, что
"потребно, чтобы народ был более благополучен, нежели славен" (войнами). В другой статье читаем:
"Петр в геройстве был весьма велик, но еще более в человечестве. Он, больше стараясь о пользе своего
народа, нежели о своей славе, выше всех, одной только славы ищущих героев, имеет место. Если бы он
не ввел в свою землю наук и художеств, не основал купечество и не отворил границы свои людям
Стр.1