№ 4 ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИИ УДК 821.111 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПАРАДОКСЫ ДЖУЛИАНА БАРНСА: РОМАН «ГЛЯДЯ НА СОЛНЦЕ» (1986) © 2011 г. О.А. Джумайло Южный федеральный университет, ул. <...> Пушкинская, 150, г. Ростов-на-Дону, 344006, philfac@philol.sfedu.ru Southern Federal University, Pushkinskaya St., 150, Rostov-on-Don, 344006, philfac@philol.sfedu.ru Рассмотривается роман современного английского прозаика Джулиана Барнса «Глядя на солнце» (1986) с точки зрения развиваемых в нем идей постмодернистской эпистемологии. <...> Приемом художественной реализации философского сомнения и вопрошания выступает парадокс. <...> Proposes to introduce «Staring at the Sun» (1986), the novel by contemporary British writer Julian Barnes, through the perspective of postmodernist epistemology. <...> This theses novel by Barnes demonstrates the paradoxical reflection on pathos and topoi of existential novel. <...> Постмодернистские романы нередко акцентируют парадоксальность, лежащую в основании современной рефлексии, пронизанной эпистемологическим и онтологическим сомнением. <...> Но парадокс выступает здесь прежде всего в своей риторической ипостаси, заигравшей философскими гранями эпистемологического сомнения в эпоху постмодернизма. <...> Прописные истины-мнения легитимных сообществ подвергаются остроумной десакрализации, низлагаются как вербальные конструкты. <...> Парадоксальность становится формой экзистенциального вопрошания с оглядкой на разрушение разного типа «докс» (Р. Барт <...> Простая история недалекой Джин Сарджент, героини романа Барнса, до конца своей жизни задающей вопрос о «чрезвычайной живучести норок», неожиданно обретает экзистенциально-философское измерение. <...> Летней ночью 1941 г. сержант Томас Проссер, находясь в истребителе, заворожено следит за восходящим солнцем, а многие годы спустя этот опыт переживет главная героиня романа – столетняя Джин: «Пальцы облаков больше солнца от нее не заслоняли. <...> Движение к открытию экзистенциального мортального сюжета у Барнса сопровождается многочисленными реляциями образа солнца и идеи смерти, пока почти в самом конце романа футуристический Компьютер Общего Назначения – машина тотального <...>