Психология творчества В хирургии есть подразделение на большу ю хирурги ю — и малую: большая — эт о искусств о делать операции, и хорошим хирургом может быть только человек, имеющий х этому талант; малая — это ремесло, и научиться делать перевязки, вскрыть нарывы — может всякий. <...> Астрономи я — тоже разделяется на большую и малую; малая — это та часть прикладной астрономии, которая нужна, например, для того, чтобы определить положение корабля в море, проверить хронометр по солнцу и т. д. <...> Есть большое искусств о и мало е искусство , есть художественное творчеств о — и есть художественное ремесло . <...> Написать «Чайльд-Гарольда » ыог только Байрон; перевести «Ч а й л ь д - Г а р о л ь д а» — может всякий, прослушавший курс. <...> Написат ь «ЧайльдГарольда» и "Лунную сонату» — это художественное творчество , област ь большог о искусства; перевест и сыграт ь это — «Чай л ьд-Гарольда» или «Лунную сонату» — это область художественного ремесла, малого искусства. <...> И совершенно ясно, что если можно научит ь малом у искус - ству, художественному ремеслу — то научить большому искусству, художественному творчеству нельзя: нельз я научит ь писат ь «ЧайльдГарольдов » и «Лунные сонаты». <...> Вот отчего я с самого же начала отрекаюсь от вывешенного заглавия моего курса. <...> Мало е искусство , художественное ремесло — непременно входит в качестве составной части в большое. <...> Бетховен , чтобы написать «Лунную сонату», должен был узнать сперва законы мелодий, гармоний, контрапункдай, т. е. изучить музыкальную технику и техтку композиций, относящуюся я области художественного ремесла. <...> И Байрон , чтобы написать «Чайльд-Гарольда», должен был изучить технику стихосложения. <...> Точно так же и тому, кто хочет посвятить себя творческой деятельности в области художественной прозы — нужно сперва изучить техник у художественно й прозы. <...> Искусство работает пирамидально : в основе новых достижений — положено Из цикла лехцпй по технике художественной прозы <...>