РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ* М.О. Мдивани, Э.В. Лидская Лаборатория экопсихологии развития Психологический институт РАО ул. <...> Москва, Россия, 125009 В работе представлены эмпирические данные о развитии субъектности у подростков и старшеклассников по таким показателям, как локус контроля, внутренняя мотивация и интернальная каузальность. <...> Ключевые слова: agency, субъектность, локус контроля, внутренняя мотивация, интернальная каузальность, школьная успеваемость, подростки, старшеклассники Если задуматься о причинах, по которым люди поступают так или иначе, о том, почему они выбирают тот или иной способ поведения, то становится понятным, что влияния одной внешней среды (материальной или социальной) недостаточно, необходима какая-то внутренняя энергия или сила побуждения, не зависящая от внешних причин. <...> В западной философии и социологии это качество называется agency, и оно противопоставляется зависимости от внешней среды. <...> В последнее время появились концепции личностного потенциала [3], надситуативной активности [7], теории самодетерминации [11] и внутренней мотивации [13]. <...> На наш взгляд, наиболее близким по смыслу и в то же время обобщающим понятием, обозначающим качество agency, является субъектность. <...> Как утверждает Ю.М. Киселева [2] впервые неологизм «субъектность» был использован А.Н. Леонтьевым в работе «Деятельность. <...> Личность» в 1977 г., чтобы очертить семантическую пару «субъективизм — субъектность». <...> При этом под субъектностью предлагается понимать набор таких деятельностных качеств, как способность человека к самодетерминации, творческой активности и т.п. <...> Рубинштейну [9], субъекта характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию. <...> А.К. Осницкий [6], исходя из регулятивных аспектов деятельности, выделяет такие субъектные качества, как регуляторные функции, целеполагания <...>