УДК 159.9 ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ СЕЧЕНОВСКИХ ШАГОВ ДЛЯ НАУКИ: К 185-ЛЕТИЮ И.М. СЕЧЕНОВА (1829–1905) Соловьёва Наталья Викторовна, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: solov. <...> Предпосылки его участия в создании объективной психологии. <...> Ключевые слова: физиологическая школа, трёхаспектность научного подхода к анализу, логика развития науки и учёного. <...> И.М. Сеченов во всём мире признан как выдающийся русский физиолог и психолог, основоположник естественно-научной теории психической регуляции поведения. <...> К объективной психологии относятся рефлекторные учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. <...> Анализ вклада учёного в развитие психологии проведём исходя из принципа трёхаспектности науки [6], который предполагает предметно-логический, социально-научный и личностно-психологический аспекты. <...> Предвосхитив идею обратной связи, Иван Михайлович исследовал процесс психической саморегуляции, выявил роль мышечных чувств в отражении пространственновременных свойств среды, в развитии элементарных форм мышления («Элементы мысли», 1886). <...> Сеченов выдвинул программу новой для того времени психологии, основывающейся на объективном методе исследования «реальных жизненных встреч организма со средой», обосновал ряд методологических принципов психологии (рефлекторный принцип, принцип сигнальности) («Кому и как разрабатывать психологию»,1873), увидел за мыслью не только чувственные ряды, но и ряды личного действия [2, с. <...> У Ивана Михайловича был редкий дар глубокого осмысления уже известных явлений, способность придать новое содержание научным понятиям, мгновенно реагировать в момент «жизненной встречи» (термин Сеченова) конкретной личности учёного с запросами развития научного познания, в связи с чем к его личности всегда было пристальное внимание. <...> Например, И.П. Павлов проявлял большой интерес к эмоциональному <...>