ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Applied researches АКМЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Development akmeology УДК 159.9 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ Ковалев Вячеслав Владимирович – кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: confl ictolog@mail.ru; тел. <...> На основе применения модульного социотеста определена степень адекватности восприятия школьниками отношений к себе, взаимосвязь уровня развития социально-перцептивных способностей со статусом ученика и уровнем его конфликтности. <...> Под «социально-перцептивными способностями» понимают целостное личностное образование, обеспечивающее адекватное отражение индивидуальных, личностных свойств человека, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений личности с окружающими. <...> Показателями социально-перцептивных способностей выступают адекватность отражения психических состояний другого, качество отношений личности с окружающими, ее статус и положение в коллективе. <...> Восприятие и оценка окружающих людей составляют неотъемлемый компонент каждого акта общения. <...> Социально-перцептивная оценка трактуется как некоторая совокупность представлений о личности партнера, основанных на опыте общения с ним и обусловленных личностными особенностями субъекта оценки. <...> В структуре социально-перцептивной оценки можно выделить три аспекта: содержательный, уровневый и стилевой. <...> Содержательный аспект характеризует смысл оценки, ее позитивность и социальную желательность; уровневый отражает адекватность или точность оценки; стилевой передает оценочную уста42 _1_14.indd 42 _1_14.indd 42 12.02.2014 17:37:37 12.02.2014 17:37:37 новку индивида (через такие характеристики социально-перцептивной оценки, как ее стабильность, экстремальность, вариативность, амбивалентность <...>