Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционная коллегия
Н. В. Барковская — доктор филологических наук, профессор
Е. Г. Доценко — доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — доктор филологических наук, профессор
Л.С. Соболева — доктор филологических наук, профессор
Н. М. Малыгина — доктор филологических наук, профессор
О. А. Клинг — доктор филологических наук, профессор
М. А. Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе
В. Б. Сергеева (Носкова) — кандидат педагогических наук, профессор
Л. Д. Гутрина — кандидат филологических наук, доцент
С. А. Еремина — кандидат филологических наук, доцент
А. В. Тагильцев — кандидат филологических наук, доцент
Е. С. Квашнина — директор Екатеринбургского Дома Учителя
О. А. Адясова (Локоткова) — редактор-корректор, технический редактор
Выпускающий редактор
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционный совет
И. Б. Ворожцова — доктор педагогических наук, профессор (УдГУ, Ижевск)
Б. Ф. Егоров — доктор филологических наук, профессор (СПбИИ РАН, г. Санкт-Петербург)
И. В. Кукулин — кандидат филологических наук, доцент (Высшая школа экономики, г. Москва)
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо, США)
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург)
Г. С. Меркин — доктор педагогических наук, профессор (СмолГУ, Россия)
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск, Польша)
А. М. Плотникова — доктор филологических наук, профессор (УрФУ)
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск)
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник (СО РАН,
г. Новосибирск)
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Е. А. Рябухина — доктор педагогических наук, профессор (ПГГПУ, г. Пермь)
Т. А. Сутырина — доктор педагогических наук, профессор (УИСО — филиал РГСУ, г. Екатеринбург)
Н. П. Терентьева — доктор педагогических наук, профессор (ЧГПУ, г. Челябинск)
А. А. Трубина — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва)
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург)
С. Г. Шейдаева — доктор филолологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск)
Ю. В. Щербинина — доктор педагогических наук, профессор (МПГУ, г. Москва)
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2017
© Филологический класс, 2017
Стр.2
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 4(50)/2017
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Иваньшина Е. А. Вокруг «Снежной королевы»:
о мифопоэтике Андерсена............................................................................................... 7
Кукулин И. В. Советские послевоенные антиутопии …….…….................................. 14
ЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Плотникова А. М. Семантические константы и переменные внутреннего мира
человека (по данным идеографических словарей)…………………………………… 25
Шейдаева С. Г. Тайны простых русских слов (забор, мост, плот)………………….. 30
Адясова О. А., Гридина Т. А. Реклама как текст воздействия:
графический код языковой игры …………………………………................................ 37
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ЖИВАЯ АЗБУКА:
РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СЛАВЯНСКИХ СТРАНАХ»
Бекасова Е. Н. Азбука как ключ к познанию мира ………………………………….. 44
Багдасарян О. Ю. Вербальный и визуальный компоненты
в современных книгах для детей ……………………………………………………... 50
Гутрина Л. Д. Методический потенциал книг нового типа
в формировании интереса к чтению (Линор Горалик «Мартин не плачет»)………. 56
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Будаев Э. В., Чудинов А. П., Цыганкова А. В. Педагогическая метафорология…… 60
Бакулина Г. А., Вахрушева Л. Н., Савинова С. В. Субъективация
как средство речевого развития младших школьников
на уроках литературного чтения ……………................................................................ 66
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Руженцева Н. Б., Нахимова Е. А. Комплексное дидактическое представление
речевой межкультурной коммуникации «Россия-Китай»…………………................ 75
ГОТОВИМСЯ У КРОКУ
Кусова М. Л., Кобяшева Д. С. Обучение школьников речевым стратегиям и
тактикам при создании школьной прессы……………………………………………. 81
Бородин Б. Б., Кубасов А. В. Постмодернистское оперное либретто
как материал для факультативных занятий в филологическом классе
(«Дети Розенталя» В. Сорокина и Л. Десятникова)………………………………….. 86
ИДЕТ УРОК
Чудинова А. Р. Реализация проекта
«Сообщение как жанр устного предъявления информации»
в системе работы по развитию коммуникативной компетенции учащихся………... 94
ГОЛОСА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Терехина В. Н. Артем Веселый и поэтика русского футуризма…………………….. 100
Блищ Н. Л. Перевоплощение как способ самоидентификации
в литературе русской эмиграции первой волны……………………………………… 108
Стр.3
С РАБОЧЕГО СТОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Макурина Н. А. «Обратная» пародия в творчестве Ф. М. Достоевского:
Князь К. — полковник Ростанев — князь Мышкин…………………………………. 112
Кононова А. В. «Потаенный Гэлтахт»: роль традиции в поэзии Шеймаса Хини….. 118
ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
Коваленко Л. А. Образ Свердловска-Екатеринбурга
в современной документальной прозе Урала …………............................................... 123
Стадниченко В. А., Хрящева Н. П. Семантика параболической структуры
в миниатюре В. Астафьева «И прахом своим»
(«Затеси. Тетрадь первая»)…………………………………………………………….. 130
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
Милашевич Н. А. Современная литература в школе: опыт приобщения к чтению
(Обзор четвертого литературного фестиваля «Время читать!». 28-30 сент. 2017 г.,
МАОУ гимназия № 9, г. Екатеринбург)………………………………………………. 135
Тимашева О. В. Монологизм современной французской прозы.
(Рецензия на монографию: Т. В. Балашова.
Монологическое повествование от Марселя Пруста к «новому роману».
Москва: ИМЛИ, 2016)………………………………………………………………….. 138
Черняк В. Д., Черняк М. А. Довольно ли слов? (Рецензия на книгу:
Ю. В. Щербинина. Довольно слов. Феномен языка
современной российской прозы. Москва: Изд-во «Эксмо», 2017)………………….. 142
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 4(50)/2017
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Ivanshina E. A. Around the "Snow Queen":
the poetics of Hans Christian Andersen............................................................................. 7
Kukulin I. V. Soviet post-war anti-utopia…….…….......................................................... 14
ЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Plotnikova A. M. Semantic constants and variables of human mind
in ideographic dictionaries………………………………………………………………. 25
Sheidayeva S. G. The mysteries of common Russian words (fence, bridge, raft)………. 30
Adyasova O. A., Gridina T. A. Advertisement as a manipulation text:
graphic code of word play …………………………………............................................. 37
INTERNATIONAL FESTIVAL «LIVING ABC:
RUSSIAN CHILDREN'S LITERATURE IN SLAVIC COUNTRIES»
Bekasova E. N. ABC book as a key to understanding the worl ………………………… 44
Bagdasaryan O. Yu. Verbal and visual components in modern children’s books ……… 50
Gutrina L. D. Methodological potential of the books
of new type to arouse interest to reading (Linor Goralik “Martin Doesn’t Cry”)……….. 56
EDUCATIONAL TECHNIQUES
Budaev E. V., Chudinov A. P., Tsygankova A. V. Pedagogical metaphorology…………. 60
Bakulina G. A., Vakhrusheva L. N., Savinov S. V. Subjectification as the means
of speech development of primary school students
during literature reading lessons …………….................................................................... 66
TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Ruzhentseva N. B., Nakhimova E. A. Complex didactic representation
of verbal intercultural communication “Russia-China”…………………......................... 75
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Kusova M. L., Kobysheva D. S. Teaching schoolchildren speech strategies and tactics
when working with school press ………………………………………………………... 81
Borodin B. B., Kubasov A. V. Postmodernism opera libretto as a material
for elective courses in the philological class
(“The Children Of Rosenthal” by Vladimir Sorokin and Leonid Desyatnikov)………… 86
A LESSON IN PROGRESS
Chudinova A. R. The project "Report as a genre of oral presentation of information"
in the system of development of students' communicative competence………................ 94
VOICES OF THE SILVER AGE
Terekhina V. N. Artem Vesjolyj and poetics of Russian futurism………………………. 100
Blishch N. L. Impersonation as a way of self-identification
in literature of the first “wave” Russian emigrants ……………………………………... 108
FROM A YOUNG SCHOLAR’S DESK
Makurina N. A. “Inverse” parody in Dostoevsky's works:
prince K. — colonel Rostanev — prince Myshkin……………………………………… 112
Стр.5
Kononova A. V. «Hidden Gaeltacht»:
the Role of Tradition in Seamus Heaney’s Poetry………………………………………. 118
THE TRAJECTORIES OF MODERN LITERARY PROCESS
Kovalenko L. A. The image of Sverdlovsk-Ekaterinburg
in the Urals’ contemporary documentary prose …………................................................ 123
Stadnichenko V. A., Khryashcheva N. P. Semantics of parabolic structure of the short
story “Grow From The Ashes” (I Prakhom Svoim) by V. Astafiev…………………….. 130
REVIEWS
Milashevich N. A. Modern literature at school: the love to reading
(the review of the 4th literature festival “Time to read”, 28-30 of September 2017,
School №9 Ekaterinburg)………………………………………………………………... 135
Timasheva O. V. Monologic narration: from Marcel Proust to the nouveau roman
(Review of the book: Balashova T. V. Monologic Narration: from Marcel Proust
to the Nouveau Roman — Moscow: IMLI, 2016)……………………………………… 138
Chernyak V. D., Chernyak M. A. Are there enough words? (Review of the book:
Yu. V. Shcherbinina. Pretty words. The phenomenon of the language
of modern Russian prose. — Moscow: Publishing House "Eksmo", 2017)…………….. 142
Стр.6