ТОЧКА ЗРЕНИЯ УДК 378 И.А. Манвелова, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Всегда ли нужны реформы Образование, как и наука, относится к числу тех сфер общественной жизни, а точнее – духовной культуры, где непрерывный процесс перемен является способом существования. <...> Сначала на производстве, а затем в обществе в целом установится застой, а затем начнется их деградация. <...> Дело в том, что изменяясь, образование остается одним и тем же, ибо оно основано на устойчивой конституции человека, связанной с его мозгом, нервной системой, органами чувств и др. <...> Обновление здесь, как правило, не принимает форму ожесточенной борьбы нового и старого, а совершается на основе трансформации веками устоявшихся традиций. <...> Даже единый государственный экзамен исторически восходит к обряду инициации, когда древние люди совершали ритуальные действия, позволявшие вчерашним детям стать самостоятельными и войти во взрослое общество. <...> Поэтому, опуская детали, образование развивается не путем © Манвелова И.А., 2016 79 ломок, перестроек, революций и т.п., а на основе метаморфоз. <...> И метаморфозы эти представляют собой видоизменение ранее сложившихся традиций. <...> Если же делается по другому, то происходит разрыв в цепи исторической преемственности, когда прежнего образования уже нет, а новое так и не возникло. <...> Это в какой-то мере было во времена Петра Великого, разорвавшего связь с русской традицией в области образования. <...> Так было и после революции 1917 года, когда Наркомпрос сделал попытку создать систему образования заново. <...> Но поскольку Россия всегда находилась под счастливой звездой, то реформы Петра постепенно растворились. <...> Однако в 1991 году и даже несколько раньше все началось сначала. <...> Российская система образования попала под мощный каток перестройки. <...> Во главе перестройки встал Геннадий Алексеевич Ягодин, объединивший Министерство просвещения, Министерство высшего и среднего специального образования и даже, кажется <...>