гры со словами Наталья Максимова, доктор филологических наук, г. Новосибирск «ГРАММАТИЧЕСКИЕ» ИГРЫ Словесные игры на развитие грамматического действия Игры на грамматическую связь очень важны как для дошкольников, так и для школьников, поскольку в этом типе игр осваиваются законы русской грамматики и «оттачивается» грамматический взгляд на слово, столь важный для всего курса обучения русскому языку. <...> Предлагаемая серия игр поможет ребёнку нарастить и актуализировать саму формальную, грамматическую оболочку слова, ощутить её, поиграть с ней, сделать её «своей» – в буквальном смысле, освоить. <...> Т аких игр в естественной детской игровой среде обнаруживается немного. <...> Наиболее известна игра «Дядя Женя всех поженит, переженит, выженит. <...> ». Чем труднее и необычнее выбранное для глагольного образования имя, тем событийнее сама эта игра. <...> В естественном речевом опыте ребёнка обнаруживаются также «приставочные» игры: «добрый – предобрый, маленький – премаленький, деревянный – пре.деревянный.» <...> . Интуитивно, путём проживания самого языкового действия ребёнок осознает обычность, нормативность образований «предобрый, премаленький», – и странность, возможность, но неправильность образования «предеревянный». <...> Если ребёнок ещё не готов посмеяться над таким образованием, то играть на этом материале пока рано, хотя именно в игре интуитивное нащупывание нормы и происходит. <...> Сдерживание, запаздывание столь же вредны, сколь и форсирование речевого возраста, преждевременное забегание вперёд. <...> Принципиальным моментом для грамматических игр является создание новых (не существующих в языке) слов. <...> Создаваемые в процессе игр слова типа «лошадёнок», «человеки», «пороськом» не должны смущать взрослого своей «неправильностью», косноязычностью. <...> Наоборот, возможность ребёнка создавать такие слова есть положительный ориентир в данном разделе игр. <...> Ребёнок может поиграть с моделью, примерить её «платье» на слово <...>