Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637282)
Контекстум
Электро-2024

Утраченные сочинения и наброски Салтыкова. 1849-1855 гг.

0   0
Первый авторМакашин
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID10006
АннотацияО творчестве автора (Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Макашин, С. Утраченные сочинения и наброски Салтыкова. 1849-1855 гг. : Статья / С. Макашин .— : [Б.и.], 1965 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10006 (дата обращения: 31.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УТРАЧЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ И НАБРОСКИ САЛТЫКОВА 1849--1855 годов Справка В "Материалах для биографии M. <...> Салтыкова", напечатанных К. К. Арсеньевым в N 1 журнала "Вестник Европы" за 1890 год и затем несколько раз переиздававшихся 1, приведен ряд извлечений из бумаг, найденных в кабинете писателя после его смерти. <...> Бумаги эти, тщательно сохранявшиеся Салтыковым в течение нескольких десятков лет, были впоследствии утрачены. <...> В настоящей справке сообщаются, на основании очерка Арсеньева, краткие сведения о не дошедших до нас, но несомненно существовавших, сочинениях Салтыкова или набросках их, возникших в годы его подневольной жизни в Вятке. <...> Первая группа утраченных материалов свидетельствует об интересе, проявленном Салтыковым к известному политическому писателю-рационалисту XVIII в. <...> Живя в Вятке, Салтыков изучает знаменитый трактат итальянского криминалиста "О преступлениях и наказаниях", делает выписки из него и начинает писать статью о Беккариа. <...> Одновременно Салтыков набрасывает ряд заметок, озаглавленных "Об идее права", также, по-видимому, внушенных чтением Беккариа, но, судя по некоторым выражениям, принадлежащих всецело или большею частью самому автору заметок. <...> И набросок биографии Беккариа, и заметки "Об идее права" были написаны на бланках "советника Вятского губернского правления". <...> Судя по приводимым Арсеньевым отрывкам, Салтыкову был близок протест Беккариа против системы уголовных репрессий в абсолютистских государствах, были близки идеи о том, что главная задача государства должна заключаться не в карах, а в предупреждении появления преступлений при помощи воспитательных мер, широкого распространения образования и уничтожения резкого имущественного неравенства. <...> Но, разделяя эти классические идеи буржуазного просветительства XVIII в., Салтыков уже чужд крайнему рационализму идей Беккариа, хотя в полемике с ним он в своих воззрениях на историю остается идеалистом. <...> Выписывая мысль Беккариа, резюмирующую <...>
Утраченные_сочинения_и_наброски_Салтыкова._1849-1855_гг..pdf
С. МАКАШИН УТРАЧЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ И НАБРОСКИ САЛТЫКОВА 1849--1855 годов Справка В "Материалах для биографии M. E. Салтыкова", напечатанных К. К. Арсеньевым в N 1 журнала "Вестник Европы" за 1890 год и затем несколько раз переиздававшихся 1, приведен ряд извлечений из бумаг, найденных в кабинете писателя после его смерти. Бумаги эти, тщательно сохранявшиеся Салтыковым в течение нескольких десятков лет, были впоследствии утрачены. В настоящей справке сообщаются, на основании очерка Арсеньева, краткие сведения о не дошедших до нас, но несомненно существовавших, сочинениях Салтыкова или набросках их, возникших в годы его подневольной жизни в Вятке. Служебные бумаги, упоминаемые и цитируемые Арсеньевым, не рассматриваются. Первая группа утраченных материалов свидетельствует об интересе, проявленном Салтыковым к известному политическому писателю-рационалисту XVIII в. Чезаре Беккариа. Живя в Вятке, Салтыков изучает знаменитый трактат итальянского криминалиста "О преступлениях и наказаниях", делает выписки из него и начинает писать статью о Беккариа. Одновременно Салтыков набрасывает ряд заметок, озаглавленных "Об идее права", также, по-видимому, внушенных чтением Беккариа, но, судя по некоторым выражениям, принадлежащих всецело или большею частью самому автору заметок. И набросок биографии Беккариа, и заметки "Об идее права" были написаны на бланках "советника Вятского губернского правления". Судя по приводимым Арсеньевым отрывкам, Салтыкову был близок протест Беккариа против системы уголовных репрессий в абсолютистских государствах, были близки идеи о том, что главная задача государства должна заключаться не в карах, а в предупреждении появления преступлений при помощи воспитательных мер, широкого распространения образования и уничтожения резкого имущественного неравенства. Но, разделяя эти классические идеи буржуазного просветительства XVIII в., Салтыков уже чужд крайнему рационализму идей Беккариа, хотя в полемике с ним он в своих воззрениях на историю остается идеалистом. Выписывая мысль Беккариа, резюмирующую известную теорию социального договора о происхождении государства: "Люди согласились, молчаливым контрактом, пожертвовать частью своей свободы, чтобы пользоваться остальным спокойно...", Салтыков замечает по этому поводу: "Нельзя себе представить, чтобы человек мог добровольно отказаться от части свободы, да и нет в том никакой необходимости". Еще выразительнее другое полемическое замечание. Салтыков повторяет мысль Беккариа, что в уголовном кодексе, как и в законодательстве вообще, "отражается, со всеми ее безобразными или симпатическими сторонами, внутренняя и внешняя жизнь народов". По мнению Салтыкова, "редко случается так, что уголовный кодекс является не продуктом народной жизни, а чем-то случайным, внешним, примененным к народу без всякой живой с ним связи" (вряд ли приходится сомневаться, что такой "случай" усматривается здесь в уголовно-правовом законодательстве царского самодержавия). Если же нормы нарушены, если правовые институты не являются "продуктом народной жизни", то, заключает Салтыков свою мысль: "Такие факты никогда не проходят даром; рано или поздно народ разобьет это прокрустово ложе, которое лишь бесполезно мучило его. Как бы ни был младенчески неразвит народ (а где же он развит?), он все-таки никогда не захочет улечься в тесные рамки искусственно задуманной административной формы". Вторую группу утраченных рукописей составляли сделанные Салтыковым переводы отрывков из сочинений "De la democratie en Amerique" Токвиля, "Etudes administratives" Вивьена и "Histoire de l'administration monarchique en France" Шерюзля. К сожалению, Арсеньев весьма скупо использовал эти выписки в "Материалах". Из нескольких страниц он процитировал всего пять-шесть строк. Вот, например, текст, выписанный и переведенный Салтыковым из сочинения Токвиля "Демократия в Америке": "Центральная власть, как бы ни была просвещенна, не может обнять все подробности жизни великого народа; когда она хочет своими средствами управлять многоразличными пружинами народной жизни, она
Стр.1