ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ Теория Отставание, неуспеваемость и коррекция знаний как общая проблема педагогики и педагогических измерений Часть первая Елена Артищева, artlena2010@mail.ru Статья рассматривает возможности преодоления отставания и неуспеваемо сти средствами коррекции знаний. <...> Ключевые слова: отставание, неуспеваемость, коррекция знаний, педагогика, фор мы и методы педагогических измерений коррекции знаний Отставание как предпосылка феномена «серой массы» троечников В педагогической литературе неоднократно отмечалось, что в вузах к третьему курсу количество неуспевающих студентов снижается, но 54 Е. АРТИЩЕВА <...> Опасность заключается в том, что если на проблему явной неуспеваемости в реальном вузов ском обучении внимание обраща ется и имеют место теоретические попытки её разрешения, то «троеч ники» традиционно считаются вполне терпимым контингентом. <...> С нашей точки зрения, изучение и предупреждение возникновения массы троечников может оказать ся не менее важным, чем преду преждение неуспеваемости и отсев студентов. <...> В.С. Цетлин, рассматривая дан ное явление как спутник неуспева емости, назвала его «отставани ем». <...> Данный термин у В.С. Цетлин обозначен как «процесс накаплива ния невыполнений требований», так и «каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса». <...> Четыре стадии отставания студентов Вторая стадия — долговремен ное эпизодическое отставание, ко торое тоже ощущается прежде всего субъективно. <...> Пробелы в знаниях при этом ха рактерны в основном для несколь ких тем или модулей конкретного учебного предмета; учебная работа не всегда планируется рационально; к учению студент относится в целом положительно, не уверен в своих силах, но при мобилизации волевых усилий может выйти на соответст вующий учебному потенциалу уро вень знаний. <...> Устра няется со значительным участием Можно выделить четыре стадии от ставания студентов <...>