www.vovr.ru; www.vovr.elpub.ru
Журнал издается с 1992 года
Содержание
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. ШЕХОНИН, В.А. ТАРЛЫКОВ, А.О. ВОЗНЕСЕНСКАЯ, А.В. БАХОЛДИН.
Гармонизация квалификаций в системе высшего образования
и в сфере труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
С.М. КОСЕНОК. Реализация политики регионализации образования
в деятельности университета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Б.А. САЗОНОВ. Классификация профессиональных образовательных
программ в Российской Федерации: проблемы и возможные
решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
«СИНЕРГИЯ – 2017»
С.В. ЮШКО, В.Г. ИВАНОВ, В.В. КОНДРАТЬЕВ. Концепции инженерного
образования для нефтегазохимического комплекса России – путь
к университету нового типа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
И.Р. АГАМИРЗЯН, Е.А. КРУК, В.Б. ПРОХОРОВА. Некоторые современные
подходы к инженерному образованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Ph.A. SANGER. Development of Technologies and Innovations in a Modern
University: International Multi-Disciplinary Student Teams Solving Real
Problems for Industry . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
П.Н. ОСИПОВ. Инженерная педагогика: от сотрудничества к синергии . . . . . . . . . . . . . . .54
В.С. ШЕЙНБАУМ. Междисциплинарное деятельностное обучение
в виртуальной среде инженерной деятельности: состояние
и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
Стр.3
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Р.А. ЗАЯКИНА. Топология предпринимательского
университета: динамическая дескриптивная
модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Соучредители: Московский
политехнический
университет;
Ассоциация технических
университетов
Партнеры:
НИЯУ МИФИ,
ННГУ им. Н.И.Лобачевского,
КНИТУ,
РГГУ,
ТвГУ,
РосНОУ
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П. Огородникова
Редакторы:
О. Ю. Миронова
Ответственный секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Корректор:
С. И. Алексеева
Технический редактор:
Д. В. Давыдова
Художник:
Н. Н. Жильцов
Адрес редакции:
127550, Москва,
ул. Прянишникова, д. 2А
Юридический адрес:
107023, Москва,
ул. Б. Семёновская, д. 38
Тел./факс: (499) 976-07-46
e-mail: vovrus@inbox.ru
vovr@bk.ru
Журнал зарегистрирован
в Роскомнадзоре
Рег. св. ПИ № ФС7754511
от 17 июня 2013 года
Подписано в печать с
оригинал-макета 28.10.2017
Усл. п. л. 11. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак. №
© «Высшее образование
в России»
www.vovr.ru;
www.vovr.elpub.ru
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. БАЙДЕНКО, Н.А. СЕЛЕЗНЕВА. Обеспечение
качества высшего образования: современный опыт
(статья 2) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Инженерная педагогика: методологические вопросы . . . . . 137
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
А.Л. АНДРЕЕВ. Общество и образование: опыт
дореволюционной России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Contents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
С.Е. СТАРОСТИНА, Ю.С. ТОКАРЕВА. Подходы
к проектированию магистерской программы
«Физико-математическое образование» . . . . . . . . . . . . . . . 98
О.Е. ПЕТРУНИНА. Особенности обучения студентовисториков
новогреческому языку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
К.Л. ПОЛУПАН. Технология партнёрства: особенности
и сложности при реализации образовательной
программы в университете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ, Ю.А. БУБНОВ, К.М. ГАЙДАР.
Влияние личности вузовского лидера
на эффективность деятельности университета . . . . . . . . . 79
Л.В. ТЕМНОВА, О.А. ЛИЗУНОВА. Факторы
формирования карьерных траекторий выпускников
вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Стр.4
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
www.vovr.ru; www.vovr.elpub.ru
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК при Министерстве образования
и науки РФ для публикации результатов научных исследований.
Редакционная коллегия
БЕДНЫЙ Б.И. (проф., ННГУ им. Н.И. Лобачевского); БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ А.В. (проф.,
ректор, Тверской государственный университет); БОЛОТИН И.С. (проф., Московский
авиационный институт – национальный исследовательский университет); ВЕРБИЦКИЙ А.А.
(проф., академик РАО, МПГУ); ГРЕБНЕВ Л.С. (проф., НИУ «Высшая школа экономики»);
ГРИБОВ А.А. (проф., чл.-корр. РАН); ДЯТЧЕНКО Л.Я. (проф.,БелГУ); ЖУРАКОВСКИЙ В.М.
(проф., акад. РАО); ИВАНОВ В.Г. (проф., КНИТУ); ИВАХНЕНКО Е.Н. (проф., ректор,
РГГУ); КИРАБАЕВ Н.С. (проф., РУДН); КУЗНЕЦОВА Н.И. (проф., РГГУ);
ЛУКАШЕНКО М.А. (проф., МФПУ «Синергия»); МЕЛИК-ГАЙКАЗЯН И.В. (проф.,
ТГПУ); НАБОЙЧЕНКО С.С. (проф., чл.-корр. РАН); ПЕТРОВ В.Л. (проф., НИТУ
«МИСиС»); САЗОНОВ Б.А. (гл. науч. сотрудник, ФИРО); САЗОНОВА З.С. (проф.,
МАДИ); САПУНОВ М.Б. (журнал «Высшее образование в России»); СЕНАШЕНКО B.C.
(проф., РУДН); СИЛЛАСТЕ Г.Г. (проф., Финансовый университет при Правительстве
РФ); СТРИХАНОВ М.Н. (проф., ректор, НИЯУ МИФИ), ФЕДОРОВ И.Б. (акад. РАН,
Президент МГТУ им. Н.Э. Баумана); ЧУПРУНОВ Е.В. (проф., ректор, ННГУ им.
Н.И. Лобачевского); ЧУЧАЛИН А.И. (проф., Томский политехнический университет)
Международный редакционный совет
АЛЕКСАНДРОВ А.А. (проф., ректор, МГТУ им. Н.Э. Баумана, президент Ассоциации
технических университетов); АУЭР Михаэль (Генеральный секретарь IGIP, проф., Университет
прикладных наук Каринтии); БАДАРЧ Дендев (проф., директор департамента
ЮНЕСКО, Париж); де ГРААФ Эрик (гл. ред. European Journal of Engineering Education,
проф., Алборгский университет); ГРУДЗИНСКИЙ А.О. (проф., член рабочей группы по
Болонскому процессу при Минобрнауки России); ЖЕНЬ НАНЬЦИ (акад., Харбинский политехнический
университет, исполнительный директор АТУРК); ЗГУРОВСКИЙ М.З. (акад.
НАН Украины, ректор, Национальный технический университет Украины); ЗЕРНОВ В.А.
(проф., ректор, РосНОУ, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов);
МАРУХЯН В.З. (проф., ректор, Национальный политехнический университет Армении);
НЕЧАЕВ В.Д. (проф., ректор, Севастопольский государственный университет);
ОЧИРБАТ Баатар (ректор, Монгольский государственный университет науки и технологий);
ПРИХОДЬКО В.М. (проф., чл.-корр. РАН, президент Российского мониторингового
комитета IGIP); РИБИЦКИС Леонид С. (проф., акад. Латвийской академии наук,
ректор, Рижский технический университет); САДОВНИЧИЙ В.А. (проф., акад. РАН, ректор,
МГУ им. М.В. Ломоносова, президент РСР); САНГЕР Филлип (проф., Университет
Пердью, США); ЮШКО С.В. (проф., и.о. ректора, КНИТУ)
Стр.5