Ф.Т. ШАГЕЕВА. Педагогическое мастерство преподавателя
инженерного вуза: пути совершенствования . . . . . . . . . . . 88
Соучредители: Московский
государственный
университет печати
имени Ивана Федорова;
Ассоциация технических
университетов
Партнеры:
НИЯУ МИФИ,
ННГУ им. Н.И.Лобачевского,
КНИТУ,
РГГУ,
ТвГУ,
РосНОУ
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П. Огородникова
Редакторы:
С. Ю. Ахмаков
О. Ю. Миронова
Ответственный секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Корректор:
С. И. Алексеева
Технический редактор:
Д. В. Давыдова
Художник:
Н. Н. Жильцов
Адрес редакции:
127550, Москва,
ул. Прянишникова, д. 2А
Тел./факс: (499) 976-07-46
e-mail: vovrus@inbox.ru
vovr@bk.ru
Журнал зарегистрирован
в Роскомнадзоре
Рег. св. ПИ № ФС7754511
от 17 июня 2013 года
Подписано в печать с
оригинал-макета 26.09.2017
Усл. п. л. 11. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак. №
© «Высшее образование
в России»
www.vovr.ru
Contents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. БАЙДЕНКО, Н.А. СЕЛЕЗНЕВА. Нынешний раунд
Болонского процесса: сохранение оптимизма.
И немного о российском… (статья 1) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
А.И. РУДСКОЙ, А.И. БОРОВКОВ, П.И. РОМАНОВ,
К.Н. КИСЕЛЕВА. «Кандидат инженерии» – учёная
степень, востребованная временем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Б.И. БЕДНЫЙ. Об индустриальной аспирантуре
(Комментарий к статье) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В.М. АНИКИН, Б.Н. ПОЙЗНЕР, Э.А. СОСНИН.
«Научная объективность» и «рациональность»
в диссертации: педагогический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . 125
М.В. КУДИНА, Л.Б. ЛОГУНОВА, Ю.Ю. ПЕТРУНИН.
Образование в эпоху информационного вызова (о
комплекте учебников по обществознанию) . . . . . . . . . . . 134
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Ю. КУЗНЕЦОВ, Е.В. ВЕРШИНИНА. Факторы
развития и трансформации академической
мобильности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Л.В. ПОПОВА, Н.Н. МАРФЕНИН, П.Л. ПЕККЕР.
Портрет слушателя открытого онлайн-курса . . . . . . . . . 149
Ю.В. СЕМЕНОВА. Практики использования
результатов национальных рейтингов университетов
российскими вузами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ
Круглый стол по инженерной педагогике
(Казань, сентябрь 2017 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Стр.4
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
www.vovr.ru
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК при Министерстве образования
и науки РФ для публикации результатов научных исследований.
Редакционная коллегия
БЕДНЫЙ Б.И. (проф., ННГУ им. Н.И. Лобачевского); БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ А.В. (проф.,
ректор, Тверской государственный университет); БОЛОТИН И.С. (проф., Московский
авиационный институт – национальный исследовательский университет); ВЕРБИЦКИЙ А.А.
(проф., академик РАО, МПГУ); ГРЕБНЕВ Л.С. (проф., НИУ «Высшая школа экономики»);
ГРИБОВ А.А. (проф., чл.-корр. РАН); ДЯТЧЕНКО Л.Я. (проф.,БелГУ); ЖУРАКОВСКИЙ В.М.
(проф., акад. РАО); ИВАНОВ В.Г. (проф., КНИТУ); ИВАХНЕНКО Е.Н. (проф., ректор,
РГГУ); КИРАБАЕВ Н.С. (проф., РУДН); КУЗНЕЦОВА Н.И. (проф., РГГУ);
ЛУКАШЕНКО М.А. (проф., МФПУ «Синергия»); МЕЛИК-ГАЙКАЗЯН И.В. (проф.,
ТГПУ); НАБОЙЧЕНКО С.С. (проф., чл.-корр. РАН); ПЕТРОВ В.Л. (проф., НИТУ
«МИСиС»); САЗОНОВ Б.А. (гл. науч. сотрудник, ФИРО); САЗОНОВА З.С. (проф.,
МАДИ); САПУНОВ М.Б. (журнал «Высшее образование в России»); СЕНАШЕНКО B.C.
(проф., РУДН); СИЛЛАСТЕ Г.Г. (проф., Финансовый университет при Правительстве
РФ); СТРИХАНОВ М.Н. (проф., ректор, НИЯУ МИФИ), ФЕДОРОВ И.Б. (акад. РАН,
Президент МГТУ им. Н.Э. Баумана); ЧУПРУНОВ Е.В. (проф., ректор, ННГУ им.
Н.И. Лобачевского); ЧУЧАЛИН А.И. (проф., Томский политехнический университет)
Международный редакционный совет
АБЛАМЕЙКО С.В. (проф., акад. НАН Беларуси, ректор, Белорусский государственный
университет); АЛЕКСАНДРОВ А.А. (проф., ректор, МГТУ им. Н.Э. Баумана, президент
Ассоциации технических университетов); АУЭР Михаэль (Генеральный секретарь IGIP,
проф., Университет прикладных наук Каринтии); БАДАРЧ Дендев (проф., директор
департамента ЮНЕСКО, Париж); ГАЗАЛИЕВ А.М. (проф., акад. НАН РК, ректор, КарГТУ);
де ГРААФ Эрик (гл. ред. European Journal of Engineering Education, проф., Алборгский
университет); ГРУДЗИНСКИЙ А.О. (проф., член рабочей группы по Болонскому процессу
при Минобрнауки России); ЖЕНЬ НАНЬЦИ (акад., Харбинский политехнический
университет, исполнительный директор АТУРК); ЗГУРОВСКИЙ М.З. (акад. НАН Украины,
ректор, Национальный технический университет Украины); ЗЕРНОВ В.А. (проф.,
ректор, РосНОУ, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов);
МАРУХЯН В.З. (проф., ректор, Национальный политехнический университет Армении);
ОЧИРБАТ Баатар (ректор, Монгольский государственный университет науки и технологий);
ПРИХОДЬКО В.М. (проф., чл.-корр. РАН, президент Российского мониторингового
комитета IGIP); РИБИЦКИС Леонид С. (проф., акад. Латвийской академии наук,
ректор, Рижский технический университет); САДОВНИЧИЙ В.А. (проф., акад. РАН,
ректор, МГУ им. М.В. Ломоносова, президент РСР); САНГЕР Филлип (проф., Университет
Пердью, США); ЮШКО С.В. (проф., и.о. ректора, КНИТУ)
Стр.5