ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Педагогические
измерения
Главный редактор
Решетникова Оксана Александровна, к.п.н., директор ФГБНУ ФИПИ
Редакционная коллегия:
Болотов Виктор Александрович – академик РАО, д.п.н.,
научный руководитель Центра мониторинга качества
образования Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Безбородов Александр Борисович – д.ист.н., проректор
ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный
университет», руководитель федеральной
комиссии разработчиков КИМ для ГИА по истории
ФГБНУ ФИПИ
Вербицкая Мария Валерьевна – д.фил.н., руководитель
федеральной комиссии разработчиков КИМ для ГИА по
иностранным языкам ФГБНУ ФИПИ
Демидова Марина Юрьевна – д.п.н., руководитель центра
педагогических измерений ФГБНУ ФИПИ
Егорова Юлия Станиславовна – к.п.н., директор ФГБУ
«Федеральный центр тестирования»
Ефремова Надежда Фёдоровна – д.п.н., заведующий
кафедрой «Педагогические измерения» Донского
государственного технического университета
Иванова Светлана Вениаминовна – д.ф.н., директор
Института стратегии развития образования Российской
академии образования
Карданова Елена Юрьевна – к.ф-м.н., директор Центра
мониторинга качества образования Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
Лазебникова
Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д.п.н.,
руководитель центра социально-гуманитарного образования
Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Малеванов Евгений Юрьевич – к.п.н., ректор ФГАОУ
ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»
Семченко Евгений Евгеньевич – к.э.н., начальник
Управления надзора и контроля за деятельностью
органов исполнительной власти субъектов РФ
Рособрнадзора
Скворцова Галина Ивановна – к.п.н., начальник отдела
нормативного регулирования процедур оценки качества
общего образования Департамента государственной
политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации
Татур Александр Олегович – к.ф-м.н., главный научный
консультант ФГБНУ ФИПИ, начальник отдела развития
инструментария оценки качества образования
ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования»
Шаулин Валентин Николаевич – д.п.н., профессор
ОАНО «Московская высшая школа социальных и экономических
наук», советник на общественных началах
руководителя Рособрнадзора
Редакция:
Заместитель главного редактора: к.психол.н.
Кушнир Алексей Михайлович
Заместитель главного редактора:
Лячина Светлана Николаевна
Ответственный секретарь:
Чернышова Оксана Владимировна
Вёрстка: Богданов Андрей
Корректор: Маслова Ирина
Технолог: Цыганков Артём
Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62
E-mail: narob@yandex.ru , kushnir-narobr@yandex.ru
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
Издатель:
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений»
© Коллектив авторов, 2017
Адрес: 123557 г. Москва, ул. Пресненский Вал,
дом 19, строение 1
2017
2
Стр.2
Содержание номера:
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Решетникова О.А.
Национальные экзамены в Российской Федерации и международные сравнительные
исследования качества образования: точки соприкосновения ..................................................5
В статье описываются направления совершенствования контрольных измерительных
материалов для государственной итоговой аттестации и всероссийских проверочных
работ, которые осуществляются с учетом использования опыта международных
сравнительных исследований качества образования, отмечается влияние
национальных экзаменов на результаты российских учащихся в международных
исследованиях.
АНАЛИТИКА
Кравцов С.С.
Участие Российской Федерации в международных сравнительных
исследованиях качества образования.......................................................................................8
В статье описываются особенности международных сравнительных исследований
качества образования, в которых принимает участие Российская Федерация,
анализируются основные результаты российских учащихся в исследованиях TIMSS,
PISA, отмечается роль международных исследований в становлении единой системы
оценки качества образования нашей страны.
Ковалёва Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В.
Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений
(по результатам исследования PISA-2015) ............................................................................. 14
В статье представлены результаты второго цикла международного исследования
финансовой грамотности 15-летних учащихся, реализованного в рамках исследования
PISA-2015. Рассмотрены особенности международного теста, приведен анализ
результатов российских учащихся по отдельным областям финансовой грамотности.
Приведены факторы, связанные с повышением уровня финансовой грамотности
российских учащихся. Представлены рекомендации по совершенствованию
финансового образования в системе общего образования.
Рыдзе О.А.
Математическая подготовка российского младшего школьника: характеристика
достижений по результатам международного исследования TIMSS-2015...............................22
В статье предлагается методический анализ достижений и трудностей российских
четвероклассников в выполнении заданий по всем разделам курса математики
начальной школы в международном исследовании TIMSS. Описывается потенциал
международного исследования для повышения качества предметной подготовки
современного выпускника начальной школы, даются рекомендации педагогам по
повышению уровня предметной и общеучебной подготовки школьника.
Демидова М.Ю.
Основные результаты естественнонаучной части исследования TIMSS
для начальной школы.............................................................................................................30
В статье анализируются основные результаты естественнонаучной части
международного сравнительного исследования TIMSS для начальной школы,
проводится сравнение отечественных программ предмета «Окружающий мир»
и международной программы исследования, анализируются результаты выполнения
групп заданий по содержательным блокам и видам деятельности.
Кузнецова М.И.
Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников
PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции ...........................................................35
2
В статье описываются основные подходы к оценке читательской грамотности
выпускников начальной школы в международном сравнительном исследовании
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2017
Стр.3
PIRLS, рассматриваются основные результаты российских учащихся, описывается
методика углубленного анализа результатов исследования, которая позволила внести
предложения по совершенствованию обучению чтению в начальной школе.
Денищева Л.О., Краснянская К.А.
Оценивание учебных достижений учащихся 8-го класса по математике в рамках
международного сравнительного исследования TIMSS-2015 .................................................46
В статье представлены цели международного исследования TIMSS, подходы
к разработке инструментария, результаты последнего этапа и тенденции изменения
математической подготовки российских учащихся за последние 20 лет. Проведен
сравнительный анализ содержания и требований к подготовке учащихся
в международном исследовании и российских стандартах математического
образования, даются рекомендации по совершенствованию математической
подготовки российских школьников в свете международных приоритетов.
Камзеева Е.Е.
Особенности выполнения российскими восьмиклассниками заданий
по естествознанию международного исследования TIMSS .....................................................56
В статье представлены основные подходы к оценке образовательной подготовки по
естествознанию в международном исследовании TIMSS, дается характеристика
основных результатов последнего этапа исследования, рассматриваются особенности
выполнения заданий учащимися с различными уровнями подготовки. Проведен
сравнительный анализ содержания естественнонаучной части международного
исследования и основного государственного экзамена на примере физики.
Рослова Л.О.
В поиске путей развития математической грамотности учащихся ...........................................63
В статье описываются подходы к оценке математической грамотности
в международном сравнительном исследовании PISA. Проводится анализ
достижений и дефицитов в учебных достижениях российских учащихся по
результатам выполнения групп заданий международного исследования. Даются
рекомендации по совершенствованию методики обучения математике для более
успешного формирования математической грамотности.
Ковалева Г.С., Логинова О.Б.
Успешная школа и эффективная система образования: какие факторы помогают
приблизиться к идеалу? (По данным исследования PISA-2015) .............................................69
В статье представлены основные результаты естественнонаучной грамотности
в международном исследовании PISA-2015 и факторы, связанные с уровнем
сформированности естественнонаучной грамотности. Основное внимание уделено
практикам обучения и инвестициям в образование (финансовым, человеческим
и временным ресурсам). Определены направления повышения эффективности
естественнонаучного образования.
Гвоздев Е.Н., Никулин Н.Н., Родневская М.А.
Особенности международного сравнительного исследования ICILS ........................................ 81
В статье представлены общие подходы к оценке информационно-компьютерной
грамотности в международном исследовании ICILS, описывается инструментарий
исследования, на примерах заданий демонстрируются умения, овладение которыми
оценивается в данном исследовании.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Зинина Е.А., Брага Т.В.
Организационные и методические подходы к проведению и анализу итогового
сочинения в субъектах Российской Федерации ......................................................................86
В статье описывается опыт организации и проведения итогового сочинения
в субъектах Российской Федерации. Рассматриваются особенности сочинения как
формы контроля, подходы к конструированию критериальной системы оценивания
сочинения, формулируются основные подходы к анализу результатов итогового
сочинения и его использованию на уровне образовательных организаций
и субъектов РФ.
3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2017
Стр.4
Каверина А.А., Молчанова Г.Н., Свириденкова Н.В., Снастина М.Г.
Из опыта разработки заданий по оценке естественнонаучной грамотности
школьников при обучении химии ............................................................................................ 91
В статье приводится типология умений, овладение которыми в рамках обучения
химии обеспечивает формирование естественнонаучной грамотности обучающихся,
предлагаются методические подходы для разработки заданий по химии, которые
направлены на проверку способности проводить расчёты по химическим формулам
и уравнениям химических реакций и освоение моделирования как способа научного
познания.
Никишова Е.А.
Использования учебных заданий для повышения уровня усвоения учащимися
теоретического материала при изучении общей биологии ...................................................... 97
В статье описаны особенности изучения общей биологии в старших классах,
рассматривается клеточная теория, её положения, становление, развитие, значение
в науке. Показывается значительная роль заданий тестового характера для
иллюстрации клеточной теории, развития понятия о клетке, формирования
метапредметных результатов.
Позднякова Е.В.
Оценка умений и навыков письменной речи в курсе английского языка ...............................106
В статье обсуждаются подходы к оценке умений и навыков письменной речи на
уроках английского языка; проводится анализ требований образовательного
стандарта и опыта международных языковых экзаменов; рассматриваются примеры
моделей заданий для оценки сформированности отдельных умений письменной речи.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО
Кузьмин П.В.
Обновление содержания заданий КИМ ЕГЭ по иностранному языку — «Я — гражданин
России» и «Я — патриот своего города» ............................................................................... 112
В статье предлагаются пути обновления контекста заданий КИМ ЕГЭ по
иностранному языку, учитывающие национально-культурный контекст; предложены
возможные темы заданий на основе материалов о Москве.
Кузнецова Н.М.
Методы использования результатов педагогической диагностики и возможности
интерпретации результатов оценочных процедур ................................................................. 116
В статье анализируются возможности интерпретации данных педагогической
диагностики. Приводятся примеры использования методов непосредственного
педагогического воздействия, опосредованного педагогического воздействия,
прогнозирования, рекомендаций и пожеланий. Рассматриваются направления
использования результатов диагностики в образовательной деятельности педагогов,
методических служб и институтов развития образования.
Таньшина Н.А.
ЕГЭ по обществознанию: мифы и реальность ........................................................................122
В статье дана характеристика социальных стереотипов о ЕГЭ по обществознанию,
предпринята попытка оценки справедливости данных стереотипов в свете анализа
содержания курса обществознания, структуры и содержания КИМ ЕГЭ по предмету,
а также результатов выполнения отдельных заданий ЕГЭ по обществознанию.
Contents. ................................................................................................................................127
4
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2017
Стр.5