ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1465)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Дмитрий Григорьев (заместитель
главного редактора), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант), Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Ирина Маслова, Людмила Асанова (корректоры)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹9-10’2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Т.Л. Клячко,
Е.А. Семионова,
Г.С. Токарева
Динамика изменений:
заработная плата
и труд учителей
Н.М. Ладнушкина
Государственный контроль
качества образования:
новое в законодательстве
Е.А. Ямбург
Как обеспечить связь
школы с жизнью?
А.И. Любжин
Сумерки всеобуча.
Школа для всех и ни для кого
9
Мониторинговое исследование, основанное на оценках участников образовательных
отношений, один из ключевых ресурсов управления изменениями
в сфере образования, в том числе при выработке экономической
политики в системе школьного образования. Результаты пятой волны
мониторингового исследования эффективности общего образования,
проводимого Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ
РАНХиГС.
17
Нормативно-правовое регулирование государственного контроля качества
образования в организациях. Обзор содержания и норм, регулирующих
порядок, права и обязанности участников. Порядок устранения
нарушений, обжалования результатов проверок.
26
Образовательная политика и реалии школы. Реформирование образования.
Роль педагога в реформах российской школы. Мифология советского
образования.
32
Сравнительный анализ структуры и содержания образования
в дореволюционной, советской и постсоветской России. Образование
в современной школе и его существенные недостатки в сравнении
со школой дореволюционной. Ошибки в преподавании родного языка
на современном этапе. Оценка образовательного процесса современной
школы.
2
Народное образование 9-10’2017
Стр.3
Е.Г. Муругова
Ещ¸ не сорваны погоны,
и не проиграна война, или
Последствия системного
кризиса в образовании
СОДЕРЖАНИЕ
41
Проблема преемственности в образовании, порождающая ряд проблем,
влияющих на качество образования в целом, в значительной мере определяемая
особенностями проведения реформ «сверху» без учёта научного
мониторинга их внедрения на местах. Актуализация негативных последствий
реформ в образовании, имеющих стратегическое значение для
образования в целом: проблемы преемственности, предназначения ИПК
и вузов, школьной перегрузки, учебного плана школы, отсутствия медицинских
исследований в ходе реформ, а также отдельные подходы
к решению проблем.
А.В. Якубов
Непрофессионализм
руководства как фактор
низкого уровня качества
образования республики
Положение о XVI Международном
конкурсе имени А.С. Макаренко
52
Анализ зависимости преподавания математики от уровня организации
учебного процесса в школе, руководства со стороны отделов образования
и деятельности министерства. Некоторые данные по отдельным
позициям. Анализ результатов ЕГЭ по математике и информатике
и ряд решений министерства о языке обучения.
59
С 1 по 5 апреля 2018 года пройдёт XVI Международный конкурс
им. А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
К.М. Ушаков
Как мы управляем
организацией?
67
Реформы и управленческие механизмы в образовании. Эффективность
материального стимулирования персональных достижений педагогов.
Эксперименты С. Глаксберга. Нарастание кризиса в условиях внешнего
воздействия на организацию. Значение групповой эффективности и социального
капитала организации. Установление профессиональных связей
как важная задача директора школы.
Т.Л. Клячко,
Е.А. Семионова,
Г.С. Токарева
Дополнительное образование:
платные услуги и экономические
возможности семьи
74
Дополнительное образование как необходимое условие обеспечения получения
качественного образования для выстраивания результативных
образовательных траекторий. Некоторые результаты социологического
опроса домохозяйств в рамках мониторингового исследования эффективности
общего образования. Данные анкетирования родителей школьников,
проживающих в городских и сельских поселениях регионов, дифференцированных
по социально-экономическим признакам — Челябинской области,
Ставропольского и Алтайского краев.
М.А. Зиганов
Образовательный холдинг:
организационная культура,
на которой строится успех
Ломоносовской школы
3
81
Частное образование России. Ломоносовская школа — одна из первых
частных школ Москвы. Конкурентные преимущества Ломоносовской
школы — структура организации, учебные планы, специфика
образовательного процесса. Стандарт образования, кадровая политика
и учитель Ломоносовской школы. Традиции, развитие и дух школы.
Народное образование 9-10’2017
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
О.В. Петунин
Как перейти
к индивидуальным планам:
организационнотехнологический
подход
Старшая школа
Г.Л. Ильин
Философия труда в XXI веке
88
Проблема перехода на обучение старшеклассников по индивидуальным
учебным планам. Порядок действий образовательной организации
(алгоритм) при реализации процесса. Последовательность шагов:
от организационных мероприятий до «живой» работы с учащимися,
родителями и педагогами.
98
Труд как основная форма жизнедеятельности человека. Противоречие
между трудом и творчеством. Преобразующее начало творческого труда
и лень как часть творчества. Основные причины творчества. Мотивация
труда и смысл жизни человека.
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.Ф. Габдулхаков
Массовые открытые курсы:
возможности, реальность,
будущее
Е.Б. Куркин
Тупик всеобуча, или
Как построить вариативное
образование
105
Современные электронные образовательные ресурсы. Потребность в технологии
оптимального соотношения педагогических и информационно-коммуникационных
средств воздействия на учащегося. MOOCs (Massive
Open Online Courses) как комплекс современных информационно-коммуникационных
технологий.
111
В конце XIX века необходимость индустриализации в безграмотной
стране заставила правительство организовать всеобуч — образование
для всех, предполагающий ликвидацию безграмотности взрослых
и всеобщее начальное образование для детей. С тех пор прошло более
ста лет, а всеобуч в России остаётся главной формой организации
общего образования. Образование консервативно по сути, но не
настолько же?
С.Ф. Сергеев
Политехническое образование
в техногенном мире
120
Связь содержания и технологий инженерного и профессионального образования
с господствующими технологическими укладами и типами научной
рациональности. Парадигмы образования, соответствующие классической,
неклассической и постнеклассической рациональности. Техникотехнологический,
научно-методический и психолого-педагогический базисы
выделенных типов инженерного и профессионального образования.
Сильные и слабые стороны институциональных форм парадигм инженерного
и профессионального образования. Концепция симбиотического
образования, отражающая представления постнеклассической научной
рациональности.
4
Народное образование 9-10’2017
Стр.5
Н.В. Новожилова
Финансовая грамотность:
педагогические подходы
формирования
В.Ф. Моргун
Психология экзамена:
поведение педагога
и учащегося
СОДЕРЖАНИЕ
125
Методические подходы и технология формирования финансовой
грамотности школьников. Образовательное пространство школы как
ресурс деятельностного освоения вопросов финансовой грамотности.
Потенциал интерактивных форм обучения для формирования и развития
интереса к знаниям в сфере финансовых отношений.
130
Анализ отношения учащихся к учёбе и их поведение в учебном
процессе. Способы помощи способным и неспособным учащимся во
время экзаменационных испытаний. Проблемы способных учащихся во
время экзамена — стратегии «самозакапывания» и «самоспасения».
Тактика успешного поведения учащихся во время экзамена. Проблема
равнодушия к изучению научных дисципин и успешной сдачи экзаменов.
Вероятность получения положительной оценки слабыми учащимися.
Формула «универсальной шпаргалки». Рекомендации относительно
совершенствования оценивания в школе и внедрения Болонской системы
в высшей школе.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
Д.В. Григорьев
Сопричастность России
и Русскому миру:
формирование идентичности
реб¸нка в школе
Е.В. Федюлина
Медиаканикулы: подготовка
младших школьников
к работе с визуальной
информацией
С.М. Платонова
Коллективная организаторская
деятельность, или Как помочь
стать взрослым
135
Проблема идентичности в мировой науке. Авторское понимание
«идентичности» и её формирование в условиях школы. Проблема
гражданской идентичности и её формирование в образовании.
Множественность идентичности в школе и политика её
формирования.
152
Медиаграмотность учащихся. Освоение фотодела, журналистики,
операторского искусства и монтажа, актёрского мастерства и основ
интернет-грамотности. Изготовление медиапродукта. Работа
с современными информационными технологиями в производстве.
Практика интернет-безопасности.
156
Методология коллективной организаторской деятельности. Сущностные
аспекты, психологическое содержание и педагогическое значение.
Основные этапы. Работа педагогов по включению школьников в процесс
взросления — саморазвития и становления личности.
5
Народное образование 9-10’2017
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Н.П. Царёва
Социальное творчество
и коммунарская педагогика:
современная интерпретация
163
Социальное творчество и коллективная деятельность. Развитие
и основные положения. Социальное проектирование в преобразовании
действительности. Выработка решения. Технология структурирования
социального проекта. Воспитательный потенциал социального
проектирования.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
М.М. Поташник
Как обрести педагогическое
мастерство?
169
Частная история из жизни подростков, воспитывающихся в интернате.
Педагогическое мастерство учителя. Способность применить опыт,
знания и характер сообразно ситуации.
Стр.7