ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1461)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»
Àëåêñàð Àñîëîâ, директор Федерального института развития образования, академик РАО
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
èòðèé Григорьев, доцент, кандидат педагогических наук
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант), Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Ирина Маслова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. Бесплатный звонок по России: 8-800-100-21-76
E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹3-4’2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В.Е. Лепский
Субъектная ориентация
знаний в образовании
Е.Б. Куркин
Образование и нация:
стагнация или устойчивое
развитие?
И.Я. Медведева,
Т.Л. Шишова
Политическая подопл¸ка
закона об отмене наказаний
7
Развитие представлений о научной рациональности. Проблема
субъекта, становление представлений о знаниях и их организации,
навигация в знаниях, специфика отражения представлений о знаниях
в образовательной сфере.
15
Связь устойчивого развития нации с состоянием системы образования.
Кризис существующей модели образования. Условия посттравматического
состояния нации. Смена модели образования, нацеленность систем
на социальную реконструкцию, возрождение в России активных слоёв
населения — среднего класса. Образование как национальная идея.
25
Истоки и последствия запрета телесных наказаний. Психологическая
оценка истории запрета на телесные наказания детей в Европе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
Г.А. Рудик,
Н.А. Журба,
А.Т. Дуйсебек,
С.А. Варбан
Мировоззрение педагога
в поле глобализации
Л.И. Писарева
Сравнительные исследования
качества образования:
стратегия международного
сотрудничества
33
«Внутренний мир» педагога как его мировоззренческий базис.
Самооценка индивидуального мировоззрения педагога. Интерференция
мировоззрения с «духом времени». Диалог девиртуализации информации,
метод «больших данных».
42
Развитие международного сотрудничества различных стран мира
в области образования, их участие в сравнительных исследованиях
успеваемости учащихся как составной части стратегии мировой
и национальной образовательной политики.
2
Народное образование 3-4’2017
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
XV международный конкурс
им. А.С. Макаренко
Р.В. Соколов
Эволюция форм детского
труда как программа
Что нам сегодня известно
о системе Макаренко?
51
Итоги конкурса им. А.С. Макаренко и Макаренковских чтений-2017.
Победители, участники, меценаты.
55
Мнение о конкурсе участника макаренковского движения.
57
Демократизм, раннее становление социальной ответственности. Коллектив
ценой подавления индивидуальности, самоуправление, но под диктатом
взрослого. Противопоставление Макаренко гуманизму и уважению
к индивидуальности.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Е.М. Авраамова,
Д.М. Логвинов
Какие кадры работают
в школах России?
М.М. Поташник
Не стоит село без праведников
65
Разные стратегии обеспечения кадрами и удержание персонала
в образовательных организациях. Невозможность полной
самостоятельности в разделении денежных средств и выбора
механизмов поиска новых кадров.
80
Роль регионального управления в профессиональном развитии педагогов.
Деятельность, направленная на сохранение ценности и повышение
качества образования на примере Новониколаевского района Волгоградской
области.
В.В. Робский
Образовательный стандарт
как фактор осмысления
педагогической деятельности
О.В. Пищалева
Охрана труда и специальная
оценка условий труда
библиотекаря и заведующего
библиотекой в образовательной
сфере
93
Практика работы российских образовательных организаций
по федеральным государственным образовательным стандартам. Развитие
системы образования при новом стандарте и нерешённая главная
проблема — отсутствие единого понимания ФГОС как системы.
98
Право каждого гражданина в соответствии со статьёй 37
Конституции РФ на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
и гигиены. Установление государственных гарантий трудовых
прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда,
защита прав и интересов работников и работодателей. Проблемы,
возникающие при охране труда и специальной оценке условий труда
библиотекаря.
3
Народное образование 3-4’2017
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
В.П. Беспалько
Качество образования
и качество обучения
105
Образование — самая безответственная область человеческой
деятельности на Земле. Отсутствие контроля рынком и обществом.
Потребление продукта образования при любом качестве.
Неудовлетворение результатом образования: ответственность ученика
(оценивание его труда и личной перспективы) и безответственность
педагога.
А.А. Мурашов
Учитель как риторическая
личность: возможности
и предпосылки формирования
А.Ф. Лисин
О типах КИМ в открытой базе
заданий ЕГЭ по химии
и «революционном»
их изменении в 2017 году
А.Н. Баскаков,
В.В. Гузеев
Эффективная школа—
школа успешных людей
И.П. Цыбулько
Аттестация по русскому языку:
как изменяется экзамен?
О.А. Шамигулова
Оценка в деятельностной
парадигме: готовность
учителя
124
Авторский вариант школы успешных людей. Проектная технология
и ТОГИС в развитии школьников. Возрастные и организационные
аспекты обучения. Критические факторы успешного обучения
в школе.
132
Изменение структуры единого государственного экзамена по русскому
языку. Примеры заданий и критерии их оценки.
142
Ориентированность нового поколения образовательных стандартов
на системно-деятельностный подход в обучении, разработка и обсуждение
новой модели КИМов, соответствующих ФГОС и потребность
в адекватной методической подготовке учителя: осмысление существующих
в мировой практике подходов к измерению образовательных результатов,
применение современных оценочных средств не только
на этапе итоговой государственной аттестации, но и при текущем
и промежуточном контроле.
А.Н. Дахин
Математика как «живое знание»
компетентного школьника
149
Представление средств-артефактов на материале геометрии
(планиметрии) для новообразований. Включённость
в общемыслительную компетентность (культуру?) учащегося.
4
114
Общение и эффективность в профессии педагога. Признаки
эффективного общения с детской аудиторией. Успех учителя
в профессии — дело коммуникативное.
119
Открытая база заданий ЕГЭ по химии как средство подготовки
выпускников. Перекосы заданий. Проблемы в массиве и типах ТЗ,
а также в методах их изменения в этом году.
Народное образование 3-4’2017
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
Н.П. Дерягин
О возможностях
воспитательной работы
в виртуальной среде
В.П. Созонов
«Каждый реб¸нок имеет
право на смерть!»
157
Интернет как средство, инструмент воспитательной работы с многими
возможностями. Специфика воспитательной работы в Интернете, формы
интернет-коллективов.
160
Оскуднение детской жизни с отклонением от привычных и традиционных
методов воспитания (соревнований, игр, походов и поездок).
Замена ложными эмоциями в социальных сообществах реальных эмоций,
стрессов и борьбы. Воспитание в коллективе — не утративший
актуальности способ воспитания.
Л.Е. Халудорова
Семейный клуб внеурочной
деятельности взрослых и детей
как средство формирования
экологической
компетенции педагога
169
Изменение содержания современного экологического образования,
требований к профессиональным компетенциям педагога и их
экологической составляющей. Экологическая компетенция педагога,
новые социально-образовательные практики и технологии.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Е.А. Якушина
177
Как не ошибиться с выбором
электронных курсов?
Дистанционные технологии и электронное обучение. Проблемы выбора
такого обучения для школьников. Выбор дистанционных курсов по
критериям статуса, содержания, результатов, соотношения «цена —
качество», а также необходимости такого обучения для детей.
Стр.6