Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции школьников при обучении иностранным языкам

0   0
АвторыДубовик Ольга Юрьевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц58
ID371881
АннотацияЦель работы: теоретически обосновать и разработать технологию организации проектной деятельности по английскому языку в контексте формирования социокультурной компетенции учащихся.
Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции школьников при обучении иностранным языкам / О.Ю. Дубовик .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/371881 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра педагогики и лингводидактики Дубовик Ольги Юрьевны Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции школьников при обучении иностранным языкам Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-10-97 Направление подготовки/ специальность: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Научный руководитель канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Казанцева Е.М. <...> Особенности формирования социокультурной компетенции школьников при обучении иностранным языкам…………………………. <...> Особенности формирования социокультурной компетенции в рамках урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку……………. <...> Проект как средство формирования социокультурной компетенции при обучении иностранному языку…………………………………………………. <...> Содержание проектной деятельности в контексте формирования социокультурной компетенции учащихся во внеурочной деятельности…………. <...> Технология организации проектной деятельности по английскому языку в контексте формирования социокультурной компетенции учащихся………. <...> Методические рекомендации по организации проектной деятельности в контексте формирования социокультурной компетенции……………………. <...> В нашей стране современные школьники и студенты живут в условиях открытого общества, имеют огромное количество возможностей общения с представителями других культур, поэтому социальный заказ обусловливает выдвижение формирования коммуникативной компетенции в качестве основной цели обучения иностранным <...>
Проектная_деятельность_как_средство_формирования_социокультурной_компетенции_школьников_при_обучении_иностранным_языкам.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра педагогики и лингводидактики Дубовик Ольги Юрьевны Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции школьников при обучении иностранным языкам Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-10-97 Направление подготовки/ специальность: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Научный руководитель канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Казанцева Е.М. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) И.о. заведующего кафедрой: канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) И.о. заведующего выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………...…3 Глава 1. Особенности формирования социокультурной компетенции школьников при обучении иностранным языкам………………………….……………………….7 1.1. Социокультурная компетенция в контексте реализации требований ФГОС……………………………………………………………………………..……..7 1.2. Особенности формирования социокультурной компетенции в рамках урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку…………….....……13 1.3. Проект как средство формирования социокультурной компетенции при обучении иностранному языку………………………………………………….…....20 Выводы по главе 1…………………………………………………………….………26 Глава 2. Методика формирования социокультурной компетенции посредством проектной деятельности…………………………………………………………...….27 2.1. Содержание проектной деятельности в контексте формирования социокультурной компетенции учащихся во внеурочной деятельности………….27 2.2. Технология организации проектной деятельности по английскому языку в контексте формирования социокультурной компетенции учащихся……….…….32 2.3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности в контексте формирования социокультурной компетенции…………………….....40 Выводы по главе 2…………………………….………………………...…………….45 Заключение………………………………………….……………………………..…..46 Библиографический список………………………....………………………..……....48 Приложение……………………………………………………………………………53
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Развитие международных связей и их качественное изменение, глобализация всех сфер общественной жизни являются причиной роста роли иностранного языка в жизни каждого человека. В условиях глобальной интеграции культур различных стран и народов, растущей мобильности населения всего мира, развития туризма, расширения сферы занятости, личных контактов знание иностранного языка стало жизненной необходимостью, которая ставит перед теорией обучения иностранным языкам новые проблемы и задачи, соответствующие современным потребностям общества. В нашей стране современные школьники и студенты живут в условиях открытого общества, имеют огромное количество возможностей общения с представителями других культур, поэтому социальный заказ обусловливает выдвижение формирования коммуникативной компетенции в качестве основной цели обучения иностранным языкам во всех без исключения учебных заведениях России. Причем содержание обучения иностранному языку должно быть направленно на приобщение учащихся не только к новому способу речевого общения, но и культуре народа, говорящего на иностранном языке, к национально-культурной специфике речевого поведения в стране изучаемого языка. Необходимо отметить, что при обучении иностранному языку у школьника должно сформироваться представление о различных сферах современной жизни другого общества, его истории, культуре. Процесс обучения иностранному языку через культуру народов, населяющую страну изучаемого языка (а именно, диалог своей национальной культуры и культуры другого народа) необходимо прослеживать постоянно, начиная с первых шагов введения в предмет, здесь уже речь идет о социокультурном компоненте обучения иностранному языку и в целом о таком понятии как социокультурная компетенция, под которой, вслед за
Стр.3
4 П.В. Сысоевым, мы понимаем уровень знаний социокультурного контекста использования иностранного языка в различных социокультурных ситуациях. Понятие иноязычной социокультурной компетенции как осведомленности о социокультурном контексте использования языка ни так давно вошло в понятийный аппарат теории обучения иностранным языкам, однако вопросы обучения иноязычной культуре в преподавании иностранных языков рассматриваются уже достаточное время. Значительный вклад в исследование интеграции компонентов культуры в процесс обучения иностранным языкам внесли Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Сафонова, Г.Д. Томахин, А.Д. Райхштейн, Р.К. Миньяр-Белоручев, Д. Робинсон-Стюарт, М. Байрам, Ж.Л. Витлин, Р. Ладо, Х. Ностранд, Н. Брукс, А. Холлидей, К. Крамш, Р. Лафает, Х. Сили. Актуальность проблемы развития социокультурной компетенции учащихся очевидна. Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции на сегодняшний день является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев, социокультурных норм. Однако не все учащиеся и преподаватели в нашей стране имеют такую возможность, поэтому необходимо искать новые пути развития социокультурной компетенции вне языковой среды. Когда-то одним из таких средств были аудиокассеты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка. Позже появились видеоматериалы, которые продолжают быть популярными и в настоящее время, поскольку являются своего рода культурными носителями страны и используются не только на уроках иностранного языка, но и во внеурочной работе. В нашей работе мы рассматриваем именно проектную деятельность, так как она представляет широкие возможности для углубления страноведческих знаний, и способствует развитию социокультурной компетенции, формирует адекватные личностные
Стр.4
5 отношения и воспитывает толерантное отношение к культуре страны изучаемого языка. Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в контексте реализации требований ФГОС. Предмет исследования – проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции школьников при обучении иностранным языкам. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию организации проектной деятельности по английскому языку в контексте формирования социокультурной компетенции учащихся. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1) рассмотреть социокультурную компетенцию в контексте реализации требований ФГОС; 2) выявить особенности формирования социокультурной компетенции в рамках урочной и внеурочной деятельности; 3) рассмотреть метод проектов как средство формирования социокультурной компетенции во внеурочной деятельности по иностранному языку 4) изучить содержание внеурочной деятельности по английскому языку в контексте формирования социокультурной компетенции учащихся с использованием проектов 5) описать технологию организации проектной деятельности по английскому языку в контексте формирования социокультурной компетенции учащихся; 6) разработать методические рекомендации для организации проекта, направленного на формирование социокультурной компетенции в рамках внеурочной деятельности по английскому языку. Для решения сформулированных задач были использованы следующие методы научного исследования:
Стр.5