Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
учРЕДИТЕЛИ:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГЛАВНЫй РЕДАКТОР
тВасилий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учирабо
мбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
ель РФ, ректор НИПКиПРО
К. Б. УЗаместитель главного редактора
те НИПКиПРО
ТЛитературные редакторы:
. В. Савельева
РЕДАКЦИОННАя КОЛЛЕГИя:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсльной психологии НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
специа детства НГПУ, проф. каф. коррекционной педагогики и
укова, канд. биол. наук, зам. начальника отдела
и инновационной по кадровой политики Министерства образования, науки
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естесственнонаучного
образования НИПКиПРО
литики Новосибирской области
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального образования
МПГУ, г. Москва
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманиМ.
тарного образования НИПКиПРО
Бэррэт, д-р филос. наук, проф. Айовского университета,
США
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
РГПУ каф. философской антропологии и истории философии
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник нащучно-методического
отдела коррекционно-развиваюего
обучения НИПКиПРО
школы, г. Санкт-Петербург
им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Корректор Алена Запрометова
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛьСТВА:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.12.17. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 10,46. Заказ № 42. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2017
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ведущий науч. сотрудник научнометодического
центра «Современные технологии»
НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
Н.
Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф., зав. каф. английского
языкознания БГУ, г. Минск, Белоруссия
Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт
института им. Гёте, г. Мюнхен
льном образовании КРИРПО, г. Кемерово
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
образовани сотр. научно-методического отдела инклюзивного
я НИПКиПРО
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Розалии Грачевой
почетный работник
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра иснаследований
инновационной деятельности в профессио
Стр.1
колонка главного редактора
Об основных этапах исследовательской
учебной деятельности учащихся
как факторе развития их творческих
способностей
Если мы не отказываемся от принятой еще во второй
половине ушедшего XX века идеи развития творческих
способностей учащихся, а равно и сопутствующих этим
способностям коммуникативных и интеллектуальных
способностей, то следует принять как неизбежную и основополагающую
парадигму психологов: «деятельностью
можно овладеть только в процессе самой деятельности».
При этом можно обозначить следующие обобщенные
этапы творческой исследовательской деятельности учащихся:
•
выявление исходных данных (что побудило заняться
данным исследованием, в чем суть научной проблемы,
что необходимо знать и уметь для ее решения);
• формулировка догадок (какие предлагаются решения проблемы при анализе известных теоретических
и практических основ, а также в процессе проявления внешних факторов);
• корректировка проблемы исследования (изменилась ли проблема в результате появления различных
догадок);
• формулировка гипотезы (комплекс различных догадок позволяет сформулировать обобщенную для
данной проблемы догадку, которая по существу и является гипотезой);
• получение логических следствий из гипотезы (обычно гипотеза позволяет получить ряд умозаключений,
расширяющих границы рассматриваемой проблемы и порой выводящих на новые знания);
• проверка гипотезы и следствий из нее (может так получиться, что саму гипотезу проверить невозможно,
но проверка логических следствий позволит сделать вывод о правомерности самой гипотезы);
• применение новых знаний на практике.
В учебно-воспитательном процессе все эти этапы могут быть (и чаще бывают) в трансформированном
виде. Так, при их начальном применении (и если содержание учебной информации небольшое) бывает
достаточно таких этапов, как исходные данные, гипотеза, проверка гипотезы, применение теории на практике.
Все зависит от содержания учебного материала. Главное — обеспечить исследовательскую деятельность
учащихся. Сама деятельность детей может быть организована в форме проекта (т. е. обеспечивается
проектная деятельность), а учащиеся при этом объединяются в небольшие (2-3 человека) группы. Практика
показывает, что использование этого подхода в течение двух-трех раз (на разных темах учебного предмета)
обеспечивает свободное владение учащимися каждым из этапов творческой деятельности. Важно,
чтобы учащиеся глубоко осознали смысл каждого из этапов и осознанно ими владели.
По существу, указанные выше этапы исследовательской учебной деятельности учащихся есть, в определенной
мере, отражение деятельности ученого-исследователя в учебной деятельности детей и являются
одним из направлений по реализации идеи развития творческих способностей обучающихся.
Стр.2