Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Реализация положений инклюзивного образования на уроке иностранного языка в начальной школе

0   0
АвторыНиконорова Дарья Игоревна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц63
ID370616
АннотацияЦель данной работы – осуществить реализацию положений инклюзивного образования на уроке иностранного языка в начальной школе.
Реализация положений инклюзивного образования на уроке иностранного языка в начальной школе / Д.И. Никонорова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 63 с. — URL: https://rucont.ru/efd/370616 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра педагогики и лингводидактики Никонорова Дарья Игоревна Реализация положений инклюзивного образования на уроке иностранного языка в начальной школе Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-8-41 Направление подготовки/специальность: Лингвистика 45.03.02 Направленность (профиль): Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Научный руководитель: кандидат педагогических наук Н. Н. Кувшинова ____________ «___» ______________ 20__ г. Заведующий кафедрой: кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. Заведующий выпускающей кафедрой: доктор филологических наук, профессор Н. Н. Казыдуб ____________ «___» ______________ 20__ г. Иркутск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. <...> МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> 24 2.1 Особенности организации обучения иностранному языку в начальной школе в контексте инклюзивного образования . <...> 24 2.2 Серия упражнений обучения иностранному (английскому) языку детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата . <...> МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> Обеспечение для ребёнка с отклонениями в развитии равных возможностей и равных прав, в первую очередь, означает возможность находиться рядом с обычными сверстниками, возможность получить качественное образование. <...> «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя <...>
Реализация_положений_инклюзивного_образования_на_уроке_иностранного_языка_в_начальной_школе.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра педагогики и лингводидактики Никонорова Дарья Игоревна Реализация положений инклюзивного образования на уроке иностранного языка в начальной школе Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-8-41 Направление подготовки/специальность: Лингвистика 45.03.02 Направленность (профиль): Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Научный руководитель: кандидат педагогических наук Н. Н. Кувшинова ____________ «___» ______________ 20__ г. Заведующий кафедрой: кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. Заведующий выпускающей кафедрой: доктор филологических наук, профессор Н. Н. Казыдуб ____________ «___» ______________ 20__ г. Иркутск 2016
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ ....... 6 1.1 Понятие инклюзивного образования .............................................................. 6 1.2 Опыт организации инклюзивного образования в РФ .................................. 11 Выводы по главе 1 ................................................................................................. 21 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................... 24 2.1 Особенности организации обучения иностранному языку в начальной школе в контексте инклюзивного образования ................................................. 24 2.2 Серия упражнений обучения иностранному (английскому) языку детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата .................................................................................................................. 30 Выводы по главе 2 ................................................................................................. 36 ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................................ 38 3.1 Организация опытно-поисковой работы ...................................................... 38 3.2 Анализ результатов опытно-поисковой работы .......................................... 44 Выводы по главе 3 ................................................................................................. 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 51 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 54 Приложение ........................................................................................................... 61 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Право на образование принадлежит всем детям, в том числе и детям с инвалидностью независимо от причин инвалидности. Обеспечение для ребёнка с отклонениями в развитии равных возможностей и равных прав, в первую очередь, означает возможность находиться рядом с обычными сверстниками, возможность получить качественное образование. Тема данной выпускной квалификационной работы «Реализация положений инклюзивного образования на уроках иностранного языка в начальной школе» связана с проблемой создания условий для развития личности каждого ребёнка в соответствии с его психическими и физическими особенностями, возможностями и способностями. «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества», указано в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [37]. Актуальность работы обусловлена небольшим числом исследований и методической литературы, посвященным организации инклюзивного образования на уроках иностранного языка в начальной школе. Необходимо подчеркнуть, что инклюзивное образование обеспечивает доступ всех категорий детей к качественному образованию, устранению препятствий связи с миром и интеграции в общество в целом, поэтому так важно организовать эффективный процесс совместного обучения как можно раньше, на начальном этапе образования. Степень разработанности проблемы. В настоящее время существует сформированная комплексная научная база, направленная на решение проблем в преподавании иностранного языка в начальной школе (С. В. Алехина, Д. В. Зайцев, Е. Н. Кутепова, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.). Осуществив обзорный анализ данных методических и общепедагогических работ, мы установили, что специфики инклюзивного образования посвящено 3
Стр.3
много работ. Однако не обнаружено комплексного исследования, посвященного обучения английскому языку в условиях инклюзивного образования. Цель данной работы – осуществить реализацию положений инклюзивного образования на уроке иностранного языка в начальной школе. Поставленная цель определяет следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть содержание понятия «инклюзивное образование», принципы его организации и законодательное обеспечение. 2. Подробно описать опыт организации инклюзивного образования в России. 3. виях Выделить и дать характеристику приемам работы в услоинклюзивного образования; описать и провести опытнопоисковую работу в начальной школы на уроках английского языка. Поставленные задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава работы («Организация инклюзивного образования в России») посвящена проблемам организации инклюзивного образования в российских школах; рассмотрены основные подходы к исследованию данного вида образования. Во второй главе работы («Методика преподавания иностранного языка в интегрированном классе начальной школы») описываются логика и содержание опытно-поисковой работы, представлен анализ, диагностика ее результатов, предложены педагогические приемы, направленные на эффективную педагогическую работу на уроках иностранного языка в начальной школы в условиях инклюзивного образования. Заключение выпускной квалификационной работы содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования в рамках ее темы. Список литературы составлен в алфавитной последовательности. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «инклюзивное иноязычное образование»; в выявлении эффективных педаго4
Стр.4
гических приемов и разработке методики преподавания иностранного языка в интегрированном классе начальной школы. Практическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в разработке лекций, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам педагогики, преподаванию иностранного языка начальной в школе, для учителей и школ, организующих обучение в рамках инклюзивного образования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературы; наблюдение анкетирование; беседа (с учащимися); эмпирический метод; приемы обобщения и типологизации. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2015 г. на базе Областного государственного оздоровительного образовательного казенного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат № 4» г. Усолье-Сибирское. Областное государственное оздоровительное образовательное казенное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат № 4» г. Усолье-Сибирское. Количество учащихся – 49 человек. Опытно-поисковая работа организована и проведена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. 5
Стр.5