Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ

0   0
АвторыКочеткова Арина Сергеевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц51
ID370590
АннотацияЦелью данной работы является исследование неологизмов русского языка с помощью Национального корпуса русского языка.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ / А.С. Кочеткова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 51 с. — URL: https://rucont.ru/efd/370590 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра теоретической и прикладной лингвистики Кочеткова Арина Сергеевна НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-8-52 Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Теоретическая и прикладная лингвистика Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики И. Ю. Кузина _____________________ Заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики: доктор филологических наук, профессор, Н. Н. Казыдуб _____________________ Заведующий выпускающей кафедрой теоретической и прикладной лингвистики: доктор филологических наук, профессор, Н. Н. Казыдуб _____________________ Иркутск 2016 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . <...> Роль корпуса в исследованиях национального языка . <...> НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ. <...> Исследование неологизмов с помощью Национального корпуса русского языка . <...> Неология – современная наука, которая всё ещё не имеет единой терминологической базы. <...> Отечественная лексикография на современном этапе развития не успевает отслеживать появление неологизмов и фиксировать их в словарях, так как образование неологизмов происходит намного быстрее, чем в предыдущие века, что связано с высоким уровнем технологизации общества и увеличением потребности использования сети Интернет. <...> Корпусная лингвистика на данный момент – один из самых быстроразвивающихся разделов лингвистики. <...> Актуальность работы состоит в том, что объектом исследования послужили неологизмы, отобранные из текстов СМИ, которые уже <...>
НАЦИОНАЛЬНЫЙ_КОРПУС_ЯЗЫКА_КАК_ИНСТРУМЕНТ_ИССЛЕДОВАНИЯ_НОВОЙ_ЛЕКСИКИ.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра теоретической и прикладной лингвистики Кочеткова Арина Сергеевна НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-8-52 Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Направленность (профиль): Теоретическая и прикладная лингвистика Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики И. Ю. Кузина _____________________ Заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики: доктор филологических наук, профессор, Н. Н. Казыдуб _____________________ Заведующий выпускающей кафедрой теоретической и прикладной лингвистики: доктор филологических наук, профессор, Н. Н. Казыдуб _____________________ Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ........................... 6 1.1. Понятие корпуса текстов. Роль корпуса в исследованиях национального языка ......................................................................................................................... 6 1.2. Особенности национального корпуса языка ............................................... 10 1.3. Понятие неологизма ....................................................................................... 14 1.4. Причины появления новых слов ................................................................... 18 1.5. Проблема исследования новых слов ............................................................ 20 Выводы по первой главе ....................................................................................... 22 ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОРПУС ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОЙ ЛЕКСИКИ............................................................. 23 2.1. Словари неологизмов. Отражение новой лексики в словаре .................... 23 2.2. Исследование неологизмов с помощью Национального корпуса русского языка ....................................................................................................................... 26 2.2.1. Неологизмы, используемые в сферах интернет и компьютерных технологий ............................................................................................................. 28 2.2.2. Общественно-политические неологизмы ................................................. 33 2.2.3. Неологизмы, используемые в сфере бытового общения ........................ 36 2.3. Создание словника неологизмов .................................................................. 40 Выводы по второй главе ....................................................................................... 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 45 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................. 47
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Язык – естественная, постоянно обновляющаяся система. Во все времена внимание лингвистов было приковано к изменениям, которые происходят в языке на разных его уровнях. Как известно, самым подвижным уровнем языка является лексика: исчезновение старых слов и появление новых заметно не только лингвистам, но и просто носителям языка. Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме исследования неологизмов в языке. Неология – современная наука, которая всё ещё не имеет единой терминологической базы. Как следствие, многие лингвисты стараются дать точное определение основному понятию неологии – понятию неологизма: В. А. Козырев и В. Д. Черняк [13], С. И. Тогоева [40], Ю. К. Волошин [4], Н. М. Шанский [44], Н. З. Котелова [14; 15], Т. В. Попова [30]. Отечественная лексикография на современном этапе развития не успевает отслеживать появление неологизмов и фиксировать их в словарях, так как образование неологизмов происходит намного быстрее, чем в предыдущие века, что связано с высоким уровнем технологизации общества и увеличением потребности использования сети Интернет. В исследовании неологизмов, которые уже вошли в активный словарь носителей языка, но ещё не успели зафиксироваться в словарях, может помочь национальный корпус языка. Корпусная лингвистика на данный момент – один из самых быстроразвивающихся разделов лингвистики. На основе корпусов текстов лингвисты проводят исследования национального языка в различных аспектах: фонетика, морфология, лексикология и т. д. Больше всего о корпусной лингвистике писали В. П. Захаров [9], А. Н. Баранов [1], В. В. Рыков [32]. Актуальность работы состоит в том, что объектом исследования послужили неологизмы, отобранные из текстов СМИ, которые уже повсеместно употребляются и рассчитаны на понимание широкого круга читателей, но всё ещё не зафиксированы в словарях.
Стр.3
4 Рабочая гипотеза – национальный корпус языка играет существенную роль в получении информации о неологизмах. Целью данной работы является исследование неологизмов русского языка с помощью Национального корпуса русского языка. В работе решаются следующие задачи: 1. Дать определение понятию «неологизм». 2. Описать проблему исследования неологизмов. 3. Выявить особенности исследования новой лексики с помощью корпусов текстов. 4. Изучить возможности толковых, специальных, онлайн-словарей и словарей неологизмов в фиксации новой лексики. 5. С помощью Национального корпуса русского языка изучить информацию о выделенных на исследование групп неологизмов: а. Первофиксация в корпусе; б. Представленность в жанре; в. Коллокаты; г. Употребление в речи. 6. Составить словник неологизмов. В качестве объекта исследования рассматриваются неологизмы русского языка последних десяти лет в различных сферах деятельности человека: политика и общественная деятельность, технологии и Интернет, бытовое общение. В исследовании применяются следующие методы: метод лексикографического описания, метод сплошной выборки, методы корпусного исследования лексики. Практическая значимость исследования заключается в том, что положения, изложенные в работе, могут быть использованы при разработке лекционного курса и семинарских занятий по корпусной лингвистике для направления подготовки «45.03.02 Лингвистика», направленности (профиля) «Теоретическая и прикладная лингвистика».
Стр.4
5 Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновываются выбор темы, актуальность исследования, определяются цель и задачи работы. В первой главе теоретической части данной работы рассматривается содержание понятий «неологизм» и «корпус текстов»; описываются особенности национального корпуса языка и его роль в изучение национального языка; выделяются основные причины появления неологизмов; выносится проблема исследования неологизмов. Во второй главе практической части данной работы нам были выделены три основные группы неологизмов; описаны их особенности с точки зрения функционирования в речи на основании корпусных данных; создан словник неологизмов. В заключении подводятся итоги исследования, делаются соответствующие выводы.
Стр.5