Речевые жанры «осуждение» и «обвинение» в русской и английской лингвокультурах . <...> История нормирования английского языка: Лингвокультурные основания британской нормативной грамматики . <...> Пунктуационная модель сложного предложения как отражение онтологических связей в английском языке . <...> Концептосфера культуры и фразеология: Теория и методы лингвокультурологического изучения . <...> При анализе прагматики слова возникает вопрос о том, можно ли считать прагматические компоненты значения «заготовками» системы или же они составляют часть реального употребления слова. <...> В результате прагматика слова рассматривается в двух аспектах: а) в аспекте собственно прагматики (на уровне речи) и б) в аспекте внутренней прагматики (элементов прагматики, инкорпорированных в семантику). <...> Изучение теоретических корней исследования прагматических компонентов значения приводит автора к необходимости использовать понятия «интерпретатор» и «интерпретанта», выделенных Ч. <...> При исследовании прагматического спектра слова в нем были выявлены следующие компоненты: 1) интенсиональные: оценочный и эмотивный; 2) ориентационные: социального статуса, профессиональной принадлежности, этноса, возраста, пола, территориальной локации, тональности ситуации, ролевых отношений; к ним добавляются стилистический компонент, компонент регистра, модальный и культурный компоненты. <...> На основе анализа одного из главных вопросов прагматики слова – проблемы статуса прагматических компонентов в структуре словозначения делается вывод о том, что прагматические компоненты не формируют еще один, отдельный аспект значения, а могут соотноситься с любым из трех аспектов словозначения, уже выделенных семасиологами: интенсионалом, импликационалом и эмоционалом. <...> При всей близости прагматических компонентов импликационала и эмоционала они различаются в силу того, что импликационал скорее связан с денотатом, эмоционал же фиксирует эмоции <...>
Социальные_и_гуманитарные_науки._Отечественная_и_зарубежная_литература._Серия_6_Языкознание._Реферативный_журнал_№4_2015.pdf
2015.04.015–022
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
1
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУ КИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 6
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
2015 – 4
Издается с 1973 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2015
Стр.1
2
ББК 81
С 69
Центр гуманитарных научно-информационных
исследований
Отдел языкознания
Редакционная коллегия серии «Языкознание»:
В.З. Демьянков – д-р филол. наук, главный редактор,
В.М. Алпатов – д-р филол. наук, Н.С. Бабенко – канд.
филол. наук, И.Г. Добродомов – д-р филол. наук,
Е.А. Казак – канд. филол. наук, Л.Р. Комалова – канд.
филол. наук (отв. секретарь), А.М. Кузнецов – д-р филол.
наук, Ю.Н. Марчук – д-р филол. наук, А.В. Нагорная –
канд. филол. наук, Е.О. Опарина – канд. филол. наук,
В.А. Пищальникова – д-р филол. наук, В.А. Плунгян – д-р
филол. наук, Р.К. Потапова – д-р филол. наук,
В.В. Потапов – д-р филол. наук, М.Б. Раренко – канд.
филол. наук, С.А. Ромашко – канд. филол. наук,
В.А. Татаринов – д-р филол. наук, Н.Н. Трошина – канд.
филол. наук, М.Х. Шахбиева – канд. филол. наук
Э.Б. Яковлева – д-р филол. наук
Социальные и гуманитарные науки. ОтечестС
69
венная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание:
РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед.
Отд. языкознания. – М., 2015. – № 4. – 202 с.
В журнале представлены новые отечественные и зарубежные
исследования, посвященные проблемам общего и сравнительно-исторического
языкознания, теоретическим проблемам лингвистики,
работы по фонетике и фонологии, морфологии и синтаксису,
лексикологии и стилистике, по прикладному языкознанию, психолингвистике
и социолингвистике.
ББК 81
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
ISSN 2219-8776
© ИНИОН РАН, 2015
2015.04.015–022
Стр.2
2015.04.015–022
СОДЕРЖАНИЕ
3
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Теоретические проблемы и отдельные методы
2015.04.001. Заботкина В.И. Слово и смысл ......................................6
2015.04.002. Киклевич А.К. Динамическая лингвистика: Между
кодом и дискурсом ..........................................................................15
2015.04.003. Филиппова И.Н. Избыточность и недостаточность
в двуязычии: Вопросы теории, практики, методологии,
лингводидактики..............................................................................20
Сравнительно-историческое языкознание. История языка
2015.04.004. Сыромятников Н.А. Древнеяпонский язык ................26
Психолингвистика
2015.04.005. Карданова-Бирюкова К.С. Принципы конструирования
деятельностной модели перевода (Аутопоэтический
подход) .............................................................................................38
Социолингвистика
2015.04.006. Авад И. Антииммигрантский дискурс и изучение
аудитории массмедиа в Нидерландах: Отчаянные попытки
создания образа этнических меньшинств ....................................46
2015.04.007. Кук В. Язык улицы ........................................................49
Стр.3
4
2015.04.015–022
Прикладное языкознание. Перевод и переводоведение
2015.04.008. Конгресс международной ассоциации прикладной
лингвистики ..................................................................................... 54
2015.04.009–011. Статьи по теории и практике перевода. (Сводный
реферат) ................................................................................... 67
Коммуникация. Дискурс. Речевые жанры
2015.04.012. Гришаева Л.И. Парадоксы медиалингвистики .......... 74
2015.04.013. Дубровская Т.В. Речевые жанры «осуждение» и
«обвинение» в русской и английской лингвокультурах ............ 79
2015.04.014. Дискурс и стиль: Теоретические и прикладные
аспекты ............................................................................................. 85
2015.04.015–022. Когнитивные исследования дискурса. (Сводный
реферат) ................................................................................... 92
2015.04.023–028. Новые жанры современной публичной коммуникации.
(Сводный реферат) .................................................... 97
2015.04.029–032. Язык Интернета. (Сводный реферат) ................ 114
Лингвокультурология
2015.04.033. Германова Н.Н. История нормирования английского
языка: Лингвокультурные основания британской
нормативной грамматики ............................................................ 119
2015.04.034. Понсонне М. Метафорическое и неметафорическое
использование наименований частей тела при описании
эмоций в языке далабон: (Северная Австралия) ....................... 133
УРОВНИ ЯЗЫКА
Фонетика. Фонология
2015.04.035. Галинская Е.А. Историческая грамматика русского
языка: Фонетика. Морфология ............................................... 143
Стр.4
2015.04.033
Грамматика. Морфология. Синтаксис
2015.04.036. Лопатина Т.Ю. Семантический потенциал конструкции
noun+noun в современном английском языке и его
контекстная актуализация (Текст) ..............................................149
2015.04.037. Шелкова С.В. Пунктуационная модель сложного
предложения как отражение онтологических связей в
английском языке ..........................................................................154
Лексикология. Лексикография. Фразеология. Стилистика
2015.04.038. Архипова Е.И. Идеографический словарь англоамериканских
безэквивалентных словосочетаний: Справочник
...................................................................................................157
2015.04.039. Варенина Л.П. Стилистические приемы и логикосемантическая
организация текста .............................................162
2015.04.040. Закирова Е.С. Когнитивные основы формирования
языка для специальных целей .....................................................167
2015.04.041. Зыкова И.В. Концептосфера культуры и фразеология:
Теория и методы лингвокультурологического изучения
...................................................................................................173
2015.04.042. Кёвечеш З. Создание метафоры в контексте ............182
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА .................................194
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (№ 1–4) ..........................................197
5
Стр.5