– системы отладки, корректирующие режимы работы при неэффективном функционировании объекта; – системы ремонта, создающие планы исправлений обнаруженного дефекта для организаций; – управляющие системы, объединяющие в себе системы интерпретации, прогнозирования, планирования, ремонта и мониторинга, для обеспечения адаптивного управления; – диагностирующие системы, дающие заключения о вероятных нарушениях на основании симптомов; – обучающие системы, диагностирующие и корректирующие поведение обучаемого [1]. опыт и перСпективы иСпользования экСпертных СиСтем Опыт использования экспертных систем для изучения отдельных дисциплин даже вузовского курса еще небольшой. <...> Экспертная обучающая система должна управлять действиями обучающегося и выполнять функции обучающего. <...> Однако большинство используемых в обучении экспертных систем ориентированы на решение отдельных учебных задач, что позволяет их отнести к классу решающих экспертных систем. <...> Тем не менее все виды экспертных систем по функциональному назначению относятся к классу инструментальных программных средств. <...> Таким образом, в целях совершенствования преподавания отдельной дисциплины экспертные системы различного вида могут использоваться для конструирования программных средств учебного назначения, подготовки учебнометодических и организационных ма - териалов, создания графических, музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы, генерации рекомендаций студентам на основе технологии экспертного оценивания и т.д. <...> Безусловно, не все проблемы вуза могут быть решены экспертной системой, которая не полностью заменяет специалиста, а является его интеллектуальным партнером. <...> Котмакова, Дальневосточный государственный университет путей сообщения К вопросу о педагогических технологиях развития личностной мобильности личноСтная моБильноСть СпециалиСта как проБлема Актуальность исследования проблемы развития <...>