Н.Е. Есенина, Рязанский государственный радиотехнический университет Состав и структура современных экспертных систем, применяемых в деятельности вуза СущноСть экСпертных СиСтем и возможноСти их иСпользования в вузах Современный этап развития информационного общества характеризуется реализацией идеи «инженерии знаний», основанной на использовании искусственного интеллекта для преобразования знаний в форму, пригодную для обработки компьютером. <...> Интеллектуализация образовательной деятельности, опирающаяся на возможности экспертных систем, позволяет эффективнее и качественнее решать учебные задачи, развивать личность обучающегося, готовить его к современным условиям жизнедеятельности в информационном обществе, а также организовать систему управления образовательным учреждением. <...> В сложных условиях функционирования образовательного учреждения (при недостатке времени, финансирования, ресурсов, информации и др.) экспертные системы способны оказать квалифицированную помощь в виде консультации, совета или подсказки в принятии управленческих, административных, методических, диагностических решений ректорату, руководителям структурных подразделений и преподавателям. <...> Экспертные системы ориентированы на использование неформальных знаний в такой области, как образование, и, являясь средством представления знаний, способны организовать диалог между пользователем и системой. <...> Экспертная система представляет собой новую автоматизированную форму хранения информации, знаний, сведений, представляющих определенную предметную область. <...> Рассматриваются понятие, состав и структура, а также лингвистическая часть экспертных систем различного вида. <...> Показаны способы их использования для повышения эффективности и качества образовательной и управленческой деятельности вуза. : экспертная система, интеллектуализация, образовательная и управленческая деятельность, учреждение высшего <...>