В.М. Филиппов, Российский университет дружбы народов Многомерные социальные измерения университетов классического типа Статья подготовлена на основе доклада, который был сделан В.М. Филипповым на церемонии присуждения ему степени почетного доктора Университета Бабеш-Больяи (Румыния). <...> 4 ПЕРСПЕКТИВЫ В последние годы в условиях развития массового высшего образования, обострения конкуренции на оте - чественном и мировом рынке образовательных услуг приобрела актуальность проблема, в той или иной мере затрагивающая все университеты мира как с точки зрения текущих задач, так и с позиций долгосрочных перспектив развития. <...> Это – выбор миссии, определение стратегии развития университетов в контексте будущего наших стран и сообществ. <...> Заметим, что обсуждение этого вопроса позволяет высказаться и по модной на сегодня теме мировых рейтингов университетов. <...> За последние десятилетия в мире появилось много различных типов университетов. <...> И речь идет не только о том, что помимо классических университетов, ведущих свою историю из глубины веков, университетами стали отраслевые, узкопрофильные вузы: технические, аграрные, медицинские, педагогические; иногда, особенно среди частных учебных заведений, с весьма экзотическими названиями, наподобие «гуманитарно-технического уни - верситета». <...> Куда важнее то, что одновременно появились вузы, которые позиционируют себя как исследовательские, инновационные, предпринимательские, корпоративные, международные, открытые и иные университеты. <...> Очевидно, что появление университетов нового типа стало ответом высшего образования на запросы общества. <...> Более определенно говорят, что это проявление естественного процесса дифференциации университетского образования под воздействием рынка образовательных услуг, ибо первейшим фактором успеха на любом рынке, в том числе на рынке образовательных услуг, является правильный выбор своей ниши, т.е. миссии, и выбор правильной <...>