С17 Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России: учебник для студентов вузов / В.Д. Самойлов. <...> ISBN 978-5-238-02747-0 Агентство CIP РГБ В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин «Андрогогика», «Педагогика», «Психология» и «Педагогическая психология». <...> Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. <...> В то же время часть российских образовательных организаций (далее — ОО)2 занимает привилегированное положение, осуществляя подготовку (за бюджетные средства) и поставляя в зарубежные страны элитарную часть своих выпускников. <...> Он уверен в правильности своего выбора специальности подготовки, в своих способностях, знает специфику профессии (возможности профессионального роста, размер зарплаты, условия труда, перспективы карьеры). <...> Он уверен в правильности своего выбора вуза, специальности подготовки и соответствии этому своих способностей. <...> В некоторых Введение 5 ОО чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой обучающихся влияет на их духовное и общекультурное становление в качестве личности. <...> Педагогические работники работают, ориентируясь, как правило, исключительно на зарплату: где больше платят, там и «сеют разумное и вечное». <...> Таким образом, в современных образовательных условиях возрастает значимость таких учебных дисциплин, как Педагогика, Психология, Педагогическая психология, Андрогогика в системе высшего образования для подготовки бакалавров, магистрантов, специалистов и аспирантов (адъюнктов <...>
Андрогогические_основы_педагогики_и_психологии_в_системе_высшего_образования_России._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки_._(Серия_Magister)..pdf
УДК [37.013.83:378](075.8)
ББК 74.3ÿ73-1
Ñ17
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования И.А. Алехин
(зав. кафедрой педагогики Военного университета Министерства обороны
Российской Федерации)
доктор психологических наук, профессор И.В. Гайдамашко
(зав. кафедрой педагогики и психологии Московского государственного
технического университета радиотехники, электроники и автоматики)
доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Подлипняк
(профессор кафедры огневой подготовки
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Самойлов, Василий Дмитриевич.
С17 Андрогогические основы педагогики и психологии в системе
высшего образования России: учебник для студентов
вузов / Â.Ä. Ñàìîéëîâ. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015. — 295 ñ.
ISBN 978-5-238-02747-0
Агентство CIP РГБ
В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин «Андрогогика»,
«Педагогика», «Психология» и «Педагогическая психология».
Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и
адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессиональных обязанностей
в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников
(исследователь-преподаватель) в системе высшего образования
России, овладению систематизированными представлениями, знаниями,
умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных,
а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных
компетенций.
По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися
профессиональной квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
и может быть полезен начинающим педагогическим
работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего
образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).
ББК 74.3ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02747-0
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2015
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ от 5 апреля 2013 ã. ¹ 44-ÔÇ).
Стр.3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел I. ПЕДАГОГИКА
Глава 1. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Педагогика: основные понятия, система,
методология 9
Основные понятия
Педагогика в системе наук
Система педагогических наук
Методологические основы педагогики
Основные задачи педагогики
1.2. Личностно-социально-деятельностный подход
в педагогике
Понятие «личность» и основные концепции развития личности
Педагогический подход к определению понятия «личность»
Современные концепции развития личности
Личностно-социально-деятельностный подход
Возрастные особенности личности: факторы и закономерности
развития с позиций современной педагогической науки
1.3. Педагогический и образовательный процессы
Педагогическая система
Педагогический процесс и его этапы
Закономерности образовательного и педагогического процессов
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1. Педагогика в системе высшего образования
Педагогика как наука: объект, предмет и функции
Образование как сфера социальной практики
Стратегия и парадигмы высшего образования
Основные тенденции и задачи системы высшего образования
в социокультурных условиях России
2.2. Правовое регулирование системы высшего
Учебные планы, учебные программы — основные документы
образовательных организаций
образования 50
51
9
12
13
15
15
16
16
Диалектика формирования и воспитания личности в современном
обществе 16
18
18
24
30
32
32
33
34
7
8
39
40
40
42
43
46
Стр.293
Оглавление
2.3. Методологические основы педагогики
Методы обучения
Глава 3. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
3.1. Воспитание обучающихся в образовательной
организации
Цели и задачи воспитания
Принципы воспитания
Формы и методы воспитания
3.2. Воспитание и самовоспитание в российском
Свобода выбора образовательной траектории и адаптация структур
высшего образования к потребностям личности
Сущность и содержание средств самовоспитания
3.3. Дидактика как ориентация образовательного
процесса
3.4. Обучение и самообучение обучающихся
Сущность и содержание обучения
Цели и задачи обучения
Законы и факторы обучения
Принципы обучения
Специфика самообучения
Глава 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
4.1. Формы обучения
Основные формы обучения
4.2. Формы организации обучения
Аудиторные занятия
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся
Практики обучающихся
4.3. Методы обучения и технические средства
их обеспечения
Методы интенсивного изучения иностранных языков
с использованием суггестии (внушения)
Игровые методы
Проблемные методы обучения
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ
Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
5.1. Личность: сущность и основные ее понятия
в психологии
обществе 66
68
69
70
76
76
78
79
82
83
87
88
88
90
90
104
105
108
109
112
114
121
122
123
293
53
54
58
59
60
62
63
Стр.294
294
5.2. Характеристика структуры личности
5.3. Детерминирующие факторы развития личности
Факторы развития личности
Идентичность и социализация личности
Социализация и индивидуализация как формы развития личности
5.4. Основные стадии развития личности
Глава 6. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6.1. Межличностные отношения: сущность
и содержание
Эмоциональный аспект межличностных отношений
Структура и возрастная динамика межличностных отношений
Культура межличностных отношений (КМО)
Коммуникативные методы
6.2. Межличностные отношения в трудовых коллективах
6.3. Психология малых групп
Структура и характеристики (признаки) малых групп
Стадии развития малых групп
6.4. Межгрупповые отношения и взаимодействия
Нормативность поведения
Групповая сплоченность
Раздел III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава 7. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
7.1. Педагогическая психология: сущность
и содержание
Педагогическая психология в системе психологических наук
Предмет, задачи и структура педагогической психологии
Вехи становления педагогической психологии
Дисциплина «Педагогическая психология» в системе высшего
образования МВД России
7.2. Методология психолого-педагогической диагностики
Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики
Задачи школьной психодиагностики
Данные, используемые в психолого-педагогической диагностике
Методы психолого-педагогического исследования
7.3. Образование как объект педагогической психологии
Образование в компетентностном подходе
Образование с позиций системного подхода
Образовательный процесс в системе ВО
Педагогические принципы образовательной деятельности
128
131
131
133
135
137
146
147
147
149
150
160
161
165
165
167
172
172
173
181
182
183
183
184
186
189
192
192
193
194
196
197
197
199
201
202
Стр.295
Оглавление
Основные тенденции развития современного российского высшего
образования
7.4. Педагогическая психология в учебной деятельности
Учебная деятельность в системе ВО отражает процесс обучения
Психологические компоненты содержания учебной деятельности
Глава 8. ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ
И МЫШЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
8.1. Восприятие и перцепция в педагогической психологии
Интенсификация и динамика чувственной деятельности
в учебном процессе
Адаптация и сенсибилизация
Сенсорное воспитание
8.2. Внимание в педагогической психологии
Функции внимания
Виды внимания
Свойства внимания
Формирование внимания
8.3. Память в педагогической психологии
Сущность, содержание и характеристика процессов памяти
Виды памяти
Возможности развития памяти
8.4. Мышление в педагогической психологии
Сущность и содержание мышления
Чувственное познание и мышление
Мышление и речь
Социальная природа мышления человека
Логика и психология мышления
Мышление как процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛОССАРИЙ
295
203
205
205
207
212
213
213
214
217
221
221
223
224
226
227
228
229
231
235
235
236
238
239
240
243
251
257
264
281
Стр.296