Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Организационная культура (200,00 руб.)

0   1
Первый авторГрошев И. В.
АвторыКраснослободцев А. А.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц536
ID358729
АннотацияЦель учебника — представить существующие концепции теории организационной культуры, взгляды и методы, положительно зарекомендовавшие себя в практике управления. Излагаются основные вопросы исследования организационной культуры (понятие, структура, содержание, типология), позволяющие читателю получить наиболее полную на данный момент картину этого явления. Раскрывается содержание организационной культуры как части явления общей культуры на уровне отдельной организации, определяются роль и значение организационной культуры в системе менеджмента организации, обозначаются проблемные области исследования организационной культуры.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской Федерации; Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник»; Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент», по экономическим специальностям
Кому рекомендованоДля студентов и аспирантов вузов, руководителей организаций, менеджеров.
ISBN978-5-238-02384-7
УДК005.7(075.8)
ББК60.823.3я73-1
Грошев, И.В. Организационная культура : учебник / А.А. Краснослободцев; И.В. Грошев .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 536 с. — ISBN 978-5-238-02384-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/358729 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

© Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2013  Организационная культура как исключительно западная управленческая технология — непременный атрибут любой хозяйственной системы, вовлеченной в рыночные отношения. <...> Концепция организационной культуры представлена на отечественном методологическом поле в узкоспециализированных направлениях, в значительной массе своей представляя лишь переводную литературу и отрефлексированный опыт зарубежных практиков и исследователей. <...> Цели, задачи и компетенции Знать  основные категориальные понятия — «организация», «управление», «культура», «климат»  значения смежных понятийных систем: «корпоративная культура», «организационная культура», «предпринимательская культура», «социально-психологический климат»  подходы, методы и комплексы изучения явления организационной культуры  социально-экономические границы организационной действительности и общественного начала  сущность организационной культуры: строение и внутреннее наполнение  принципы и функции системы ценностей организации Уметь  отличать и анализировать понятия «организация», «корпорация», «предприятие»  выявлять проблемы организационного характера, дифференцируя их по микро-, мезо- и макроуровням  определять место культурной составляющей организации в общей системе создания добавленной стоимости  проводить анализ внутреннего социально-психологического климата в организации, а также внешней коммуникационной политики  выделять в рамках организационной культуры культурные комплексы, формируя при этом единое культурное пространство организации Владеть  методологической базой эмпирических и теоретических исследований феномена организационной культуры  теоретическими знаниями в области формирования ценностей организационной культуры, построения культуры организации по уровням  типологизацией организационной культуры на интерорганизационном <...>
Организационная_культура._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_«Профессиональный_учебник»._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 005.7(075.8) ББК 60.823.3ÿ73-1 Ã89 Рецензент: засл. деятель науки РФ, д-р экон. наук, проф. А.И. Добрынин (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Грошев, Игорь Васильевич. Ã89 Организационная культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», по экономическим специальностям / È.Â. Ãðîøåâ, À.À. Краснослободцев. — 2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, I. Краснослободцев, Алексей Александрович. 2015. — 535 ñ. ISBN 978-5-238-02384-7 Агентство CIP РГБ Цель учебника — представить существующие концепции теории организационной культуры, взгляды и методы, положительно зарекомендовавшие себя в практике управления. Излагаются основные вопросы исследования организационной культуры (понятие, структура, содержание, типология), позволяющие читателю получить наиболее полную на данный момент картину этого явления. Раскрывается содержание организационной культуры как части явления общей культуры на уровне отдельной организации; определяются роль и значение организационной культуры в системе менеджмента организации; обозначаются проблемные области исследования организационной культуры. Для студентов и аспирантов вузов, руководителей организаций, менеджеров. ББК 60.823.3ÿ73-1 ISBN 978-5-238-02384-7 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2004, 2013 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2013
Стр.3
 Введение 3 Глава 1. Организационная культура как научная область 1.1. Организационная культура: понятийные системы и генезис понятия Категориальный аппарат Корпоративная культура Предпринимательская культура Позиционирование понятий К определению понятия «культура организации/корпорации» 1.2. Феномен организационной культуры: междисциплинарный характер и методы изучения Междисциплинарный характер феномена организационной культуры Направления и подходы Методы, используемые теорией культуры организации 5 6 8 11 13 15 17 22 22 23 25 Общие методы исследования культуры организации и используемые подходы 26 Психологический подход Деятельностный подход Общелогические и эмпирические методы исследования организационной культуры 1.3. Концепция организационной культуры: подходы, модели и функции Подходы к раскрытию концепции организационной культуры Два основных комплекса моделей Функции организационной культуры 31 33 33 36 36 38 39
Стр.529
 1.4. Сущность организационной культуры: строение и внутреннее наполнение Элементы организационной культуры Ценность — основная категория Система ценностей организации и ее принципы Основные ценности принципа личной преданности 1.5. Типологизация организационной культуры Интерорганизационный уровень Интраорганизационный уровень 1.6. Институционализация организационной культуры Институционализация в рамках организационной культуры Параметры и функции институционального поля организационной культуры Глава 2. Организационная культура в системе «организация — человек — процесс» 2.1. Организационная культура как стратегический ресурс организации Силовое поле бизнеса и категория культуры Соответствие конкурентной стратегии типу организационной структуры Схемы управления и лидерства в организации при различных типах культуры Социально-организационная дезорганизация 2.2. Управленческий аспект организационной культуры Три основных подхода к определению сущности власти Две группы основных источников и форм власти Концепция баланса властей Стили и методы руководства Ресурсы организации и потребности личности Мотивация как функция власти Управленческий культурный комплекс организации 2.3. Локальные субкультуры в организационной среде и девиантное поведение Субкультура: подходы, механизм, признаки, типы Девиантное поведение Манипулятивное поведение Ситуативные факторы и девиантное поведение 529 41 43 46 49 52 56 59 72 87 89 97 107 108 109 111 114 118 119 120 124 128 130 131 133 135 137 138 141 144 146
Стр.530
530 2.4. Влияние организационной культуры на кадровый ресурс организации 148 Влияние организационной культуры и имиджевые составляющие руководителя Руководители неэффективного поведения Внутриорганизационное общение Организационная культура и персонал 2.5. Ценностная модель организационной культуры Формы существования ценностей в организации Символы «высокого» и «низкого» профилей Глава 3. Психологический комплекс организационной культуры 3.1. Категория «лидерство» в организационной культуре Формальные и неформальные группы. Лидер и руководитель Формальное и неформальное лидерство Лидер и руководитель Феномен лидерства Типы лидерства Управленческий лидер и его эффективность Модели управленческого лидера 3.2. Процесс социализации в организации Стадии и механизм социализации Механизм социализации Организационная социализация Социальная ответственность Этапы социализации Методы социализации Адаптация — социокультурная и управленческая Стадии процесса адаптации менеджера Научение поведению Модель процесса социализации 3.3. Организационная культура и мотивация Механизм мотивации Теории мотивации Содержательные теории мотивации 149 152 157 159 162 163 164 167 168 168 170 170 173 175 177 181 184 185 186 189 189 191 195 196 197 199 201 206 207 209 209
Стр.531
 Процессуальные теории мотивации Коллективная мотивация 3.4. Гендерный аспект организационной культуры Гендерные представления о власти Гендерные параметры лидерства Гендерная субкультура Шесть типов гендерных организационных культур Основные гендерные теории Личностно ориентированные, или гендерно ориентированные, теории Теории организационной среды Системная гендерно-организационная теория 3.5. Менталитет как детерминанта организационной культуры Понятие и понимание ментальности Российская ментальность 3.6. Российская культура как модель импликатурности ценностных модусов российского менталитета Антирыночные установки 531 218 224 227 228 230 232 232 235 235 236 237 237 238 241 247 247 Аттрактивность 247 Стремление к самоанализу и рефлексии Эмоциональная открытость Потребность быть ведомыми Легковерие Долготерпение Стойкость характера, ценностно-рациональное поведение Ценность морали, идеологии Страх изменений Глубинный поиск смысла жизни 248 248 249 249 250 250 251 251 252 Феноменологичность 252 Низкий индивидуализм Патриотизм и самоотдача Бегство в крайности «Относительное» упрямство Ориентация на неформальные отношения Отличие русской культуры от западной 253 253 254 254 255 256
Стр.532
532 3.7. Психологические модели организационной культуры в контексте ментальных репрезентаций Модель формирования организационной культуры Модель трансформации организационной культуры Модель адаптации организационной культуры Модель замещения организационной культуры Глава 4. Менеджмент организационной культуры 4.1. Управление как основа организационной культуры Нормы управления и санкции Взаимосвязь организационной культуры и норм управляемости 4.2. Формирование организационной культуры Принципы формирования организационной культуры Методы поддержания и укрепления организационной культуры Факторы, влияющие на формирование организационной культуры Этапы формирования организационной культуры 4.3. Трансформация организационной культуры Модель диагностики и компоненты организации Основные причины сопротивления изменениям Способы преодоления сопротивления Шесть практических шагов по изменению организационной структуры Принципы организационных изменений Четыре шага по управлению изменениями культуры организации 4.4 Модели организационных изменений Модель К. Левина «Движущие и сдерживающие силы» Движущие силы Сдерживающие силы Модели организационных изменений Р. Бекхарда, К. Тюрли и М. Бира 4.5. Инструменты оценки и анализа организационной культуры Модель оценки конкурентных ценностей К. Камерона и Р. Куинна Программа оценки общего культурного уровня В.В. Козлова Инструмент оценки конкурентных ценностей (OCAI) 262 263 267 268 272 279 280 281 283 285 285 287 289 295 296 296 299 302 303 307 310 313 313 314 315 317 319 320 323 324
Стр.533
 533 4.6. Организационная культура как фактор организационной эффективности 326 Составляющие понятия «эффективность» Составляющие эффективности организационной культуры Влияние организационной культуры на эффективность Модели взаимосвязи организационной культуры и эффективности Модель В. Сате Модель Т. Парсонса Модель Р. Квина и Дж. Рорбаха Модель Ò. Ïèòåðcà — Ð. Уотермана и Ð. Паскаля — Ý. Атоса Модель Дж. Куика 327 330 331 333 334 336 336 338 340 Глава 5. Эмоциональный менеджмент и организационная культура 343 5.1. Экономическая парадигма эмоций как ресурса организационной культуры Экономический потенциал эмоциональных ресурсов. Рынок эмоций Эмоции в экономическом поведении субъекта 5.2. Эмоции в системе организационной культуры Уровни эмоций и управление ими Эмоционально-деятельностная парадигма Задачи и составляющие эмоциональной мотивации Модель эмоциональной мотивации Модель ситуационного поведения Управление эмоциями Компоненты и каналы передачи эмоциональной мотивации Управление эмоциональным состоянием Эмоциональная компетентность руководителя Модель эмоционального менеджмента Концепция менеджмента эмоций 5.5. Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность в системе организационной культуры Модель управления эмоциональным потенциалом Эмоциональный и общий интеллект Социальная и личностная компетенции 344 344 348 353 356 359 5.3. Модель эмоциональной мотивации в рамках организационной культуры 363 364 369 371 373 374 5.4. Модель эмоционального менеджмента в организационной культуре 376 377 381 383 386 388 390 393 396
Стр.534
534 5.6. Эмоциональный компонент как надстроечная структура организационной культуры Значение и роль эмоционального компонента в организационной культуре Стратегии реализации эмоционального компонента Глава 6. Информационный менеджмент и организационная культура 6.1. Информационный прессинг в организационной культуре Информационный прессинг и его признаки и направленность Единица информации и информационный прессинг Информационный прессинг: неконтролируемый характер, способы его локализации и борьбы с ним 6.2. Система информационного обеспечения организационной культуры Информация и организационная культура Модель информационного обеспечения организационной культуры Гуманитарно-технологический тип культуры 6.3. Архитектоника коммуникаций в организационной культуре и деловое общение Коммуникация и общение: признаки подхода Межкультурная деловая коммуникация: виды культуры и уровни общения Формы, жанры и стили делового общения Деловая этика и этикет Речевой этикет и этикетные формулы Невербальная коммуникация Формы деловой коммуникации Деловая беседа Деловое совещание и пресс-конференция Деловая дискуссия Публичная речь Организационная документация 6.4. Система электронного обмена информацией и информационная поддержка в Интернете Средства электронного обмена информацией E-mail (àíãë. electronic mail) Интернет-телефония (голосовая и видеосвязь) 401 401 404 407 408 408 412 415 419 419 420 424 426 426 429 431 434 435 439 441 441 446 449 450 451 453 453 455 458
Стр.535
 Онлайн-офис Локальные компьютерные сети Информационная поддержка 6.5. Информационная культура организации: модель, типы и строение Модель информационной культуры организации Типы информационной культуры Дисфункциональное информационное поведение 535 459 460 461 465 466 469 470 6.6. Модель информационного менеджмента в организационной культуре 475 Глава 7. Бренд-менеджмент и организационная культура 7.1. Бренд и культура организации: особенности взаимодействия 7.2. Брендовая культура организации Концепции и культуры брендинга Подходы к интеграции концепции брендинга в систему организационного управления 7.3. Модель бренд-ориентированной организационной культуры Концепции и параметры организационной культуры Формирование бренд-ориентированной культуры организации Персонал Коммуникации Мотивация Организационная структура Два подхода системного бренд-менеджмента Точки контакта с брендом Система организации бренд-менеджмента Архитектура брендовой платформы организации 7.5. Модель системного бренд-менеджмента организации Коммуникационное поле Дистрибуционное поле Дифференцирующее поле Библиографический список 479 480 490 490 493 495 495 499 501 502 502 504 7.4. Концепция системного бренд-менеджмента в организационной культуре 508 508 510 511 516 518 520 522 522 526
Стр.536