Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия образования  / №2 2015

ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ XXI (330,00 руб.)

0   0
Первый авторЧекалева
АвторыМакарова Н.С., Дроботенко Ю.Б.
Страниц13
ID358135
АннотацияАвторы представляют обзор публикаций российских исследователей о проблемах педагогического образования с 2000 по 2015 гг. Статья содержит анализ состояния современной педагогической науки, характеристику современного педагогического образования и педагогических исследований, описание проблематики и выделение основных направлений педагогических исследований, экспертную и фокус-групповую оценку выявленных направлений. Анализируя состояние современной педагогической науки, авторы отмечают интенсивность протекания процессов интеграции и дифференциации, расширение проблемного поля педагогических исследований, увеличение количества публикаций, качественный рост научно-педагогического знания, обогащение понятийного аппарата науки и усложнение структуры педагогики. В статье указывается на проникновение в педагогику стратегий и методов гуманитаристики: интерпретации, контент-анализа, кейс-стади, моделирования, социометрические методы и т. д., которые позволяют получать новое знание о развивающихся педагогических объектах, а также качественно оценивать накопленные знания. Характеризуя педагогическое образование как сложный объект исследования, авторы подчеркивают усложнение содержания и структуры педагогических исследований, отражающих состояние и динамику развития педагогического образования. На основе методов контент-анализа, проблемного анализа, анализа по ключевым словам в статье представлен обширный обзор проблематики исследований педагогического образования за последние пятнадцать лет, что дает основание для выделения основных направлений педагогических исследований: описание результатов педагогического образования и развитие компетентностного подхода в педагогическом образовании; практико-ориентированность педагогического образования; исследование содержания и структура педагогического образования; профессиональная подготовка педагогов; развитие ценностей педагогической профессии; подходы к организации педагогического образования; формы, методы и технологии подготовки педагогов на разных уровнях педагогического образования и др. Авторы отмечают недостаток работ в области методологии исследования педагогического образования, описания изменений в педагогическом образовании, а также недостаток целостных историко-педагогических исследований, показывающих динамику развития педагогического образования с 2000 г. С помощью экспертного и фокус-группового исследования дается оценка выделенных направлений педагогических исследований; дополняется перечень направлений, в частности указывается на дефицит сравнительных, историко-педагогических работ, на основе которых можно было бы строить современную практику педагогического образования; прогнозируется появление новых направлений исследований. Материалы статьи содержат выводы об актуальных направлениях исследования педагогического образования в современных социокультурных и социоэкономических условиях. Материалы статьи могут быть использованы для определения исследовательской позиции и разработки плана собственного исследования.
УДК378
Чекалева, Н.В. ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ XXI / Н.В. Чекалева, Н.С. Макарова, Ю.Б. Дроботенко // Философия образования .— 2015 .— №2 .— С. 48-60 .— URL: https://rucont.ru/efd/358135 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия образования, № 2(59), 2015 УДК 378 ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ XXI ВЕКА Н. В. <...> Чекалева, Н. С. Макарова, Ю. Б. Дроботенко (Омск) Авторы представляют обзор публикаций российских исследователей о проблемах педагогического образования с 2000 по 2015 гг. <...> Статья содержит анализ состояния современной педагогической науки, характеристику современного педагогического образования и педагогических исследований, описание проблематики и выделение основных направлений педагогических исследований, экспертную и фокус-групповую оценку выявленных направлений. <...> Анализируя состояние современной педагогической науки, авторы отмечают интенсивность протекания процессов интеграции и дифференциации, расширение проблемного поля педагогических исследований, увеличение количества публикаций, качественный рост научно-педагогического знания, обогащение понятийного аппарата науки и усложнение структуры педагогики. <...> В статье указывается на проникновение в педагогику стратегий и методов гуманитаристики: интерпретации, контент-анализа, кейс-стади, моделирования, социометрические методы и т. д., которые позволяют получать новое знание о развивающихся педагогических объектах, а также качественно оценивать накопленные знания. <...> Характеризуя педагогическое образование как сложный объект исследования, авторы подчеркивают усложнение содержания и структуры педагогических исследований, отражающих состояние и динамику развития педагогического образования. <...> © Чекалева Н. В., Макарова Н. С., Дроботенко Ю. Б., 2015 Чекалева Надежда Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновационной и международной деятельности, заведующая кафедрой педагогики, Омский государственный педагогический университет. <...> Е-mail: pedagog@omgpu.ru Макарова Наталья Станиславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический <...>