АЛЛАГУЛОВ ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В.Г. РЫНДАК А.М. <...> Методология истории педагогики и образования как система теоретических знаний . <...> Духовно-педагогические источники воспитания у восточных славян . <...> Начало церковного этапа в развитии отечественной педагогики . <...> Развитие отечественной педагогики в XVIII веке . <...> СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРЖЬЕ . <...> Это – мифологема предмета науки в виде совокупности текстов, описывающих содержание истории педагогики и образования как области научного знания (методология истории педагогики и образования как система теоретических знаний; методологические подходы в историко-педагогическом познании; методологические принципы историко-педагогического познания; методы историко-педагогического познания), воспитания и обучения в Киевской Руси и русском государстве до XVIII века (духовно-педагогические источники воспитания у восточных славян; принятие христианства как важнейший фактор ускорения развития образования в Киевской Руси; начало церковного этапа в развитии отечественной педагогики; теория и практика развития образования в 8 Введение XVI–XVII вв.), школы и педагогики в России до 90-х гг. <...> XIX века (развитие отечественной педагогики в XVIII веке; становление и развитие системы народного просвещения в Российской империи), становления и развития образования в Оренбуржье, обзорные статьи проблемного характера, методические указания, тесты, задания, хрестоматийный материал. <...> В учебное пособие включены фактологические материалы по истории педагогики и образования в России до конца XIX века, общественно-исторические предпосылки развития образования, методические рекомендации, вопросы для самоконтроля, историко-дидактический практикум, тематика рефератов и докладов, примерные тестовые задания, блок самоопределения для студентов, вопросы-размышления, предложена учебно-методическая литература, схематическое изложение материалов. <...> Надеемся, что историкопедагогический <...>
ИСТОРИЯ_ПЕДАГОГИКИ_И_ОБРАЗОВАНИЯ.pdf
УДК 37 (09) (075)
ББК 74.03. я 73
Р 95
Рецензенты:
М. В. Богуславский, член-корр. РАО, д-р пед.наук, проф.
(Институт теории и истории педагогики РАО, г. Москва)
В. С. Болодурин, д-р пед.наук, проф. (Оренбургский государственный
педагогический университет, г. Оренбург)
Ðûíäàê, Â.Ã., Аллагулов, À.Ì.
P 95 История педагогики и образования. VI–XIX вв. Россия:
Учебное пособие / В. Г. Рындак, А. М. Аллагулов.–
Оренбург : ОГИМ, 2010. – 426 с.
ISBN 978-5-9723-0069-3
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным
стандартом базового педагогического образования
для студентов, обучающихся в условиях как моно-,
так и многоуровневой подготовки специалистов в области
образования. Целью пособия является повышение уровня
и качества научно-теоретической подготовки студентов,
педагогов-практиков.
Рекомендуется для студентов вузов, профессиональнопедагогических
учебных заведений и системы повышения
квалификации работников образования, преподавателей
педагогических дисциплин.
УДК 37 (09)
ББК 74.03
ISBN 978-5-9723-0069-3
© Рындак В.Г., 2010
© Аллагулов А.М., 2010
© Оформление. ГОУВПО «ОГИМ», 2010
Стр.4
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................7
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .........11
Лекция 1. Методология истории педагогики
и образования как система
теоретических знаний ....................................13
Лекция 2. Методологические подходы
в историко-педагогическом познании ........32
Лекция 3. Методологические принципы
историко-педагогического познания ..........87
Лекция 4. Методы историко-педагогического
познания ............................................................94
ГЛАВА II. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ
ГОСУДАРСТВЕ (ДО XVIII ВЕКА) ..................110
Лекция 1. Духовно-педагогические источники
воспитания у восточных славян ..................112
Лекция 2. Принятие христианства как важнейший
фактор ускорения развития образования
в Киевской Руси ..............................................120
Лекция 3. Начало церковного этапа в развитии
отечественной педагогики .............................125
Лекция 4. Теория и практика развития образования
в XVI–XVII вв. ...............................................137
ГЛАВА III. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ
ДО 90-х гг. XIX ВЕКА ......................................157
Лекция 1. Развитие отечественной педагогики
в XVIII веке .......................................................162
Лекция 2. Становление и развитие системы
народного просвещения в Российской
империи .............................................................212
ГЛАВА IV. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРЖЬЕ .................357
Стр.5
6
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................378
СЛОВАРЬ ...............................................................................404
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................417
Стр.6