Анализируются место фирмы в экономической системе, а также ее поведение на разных рынках (взаимодействие фирмы с разными экономическими агентами) как выражение функций, выполняемых фирмой в обществе. <...> Можно выделить следующие аспекты, составляющие логику учебника: • поведение фирмы на товарном рынке как взаимодействие с конкурентами и контрагентами — обеспечение производства • товаров и распределения ограниченных ресурсов; поведение фирмы на финансовом рынке как взаимодействие с финансовыми (денежными) агентами — обеспечение нормального кругооборота денег в экономической системе и • воспроизводства фирмы; поведение фирмы на рынке труда — обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы в экономике через взаимоотношения с работниками. <...> Здесь имеют значение: • отношения фирмы с потребителями — стратегия и тактика • фирмы, определяющая сбыт товаров и услуг; взаимодействия фирмы с международными агентами — фирмами и банками других государств — для обеспечения интеграции • данной экономики в мировое хозяйственное сообщество; отношения фирмы с государством — целесообразность, проблемы, положительные и отрицательные стороны регулиро• вания правительством деятельности фирм; роль фирмы в обществе в целом — новые требования, которые общество как целостная единица экономической системы предъявляет фирме. <...> Минимальные издержки фирмы в сопоставлении с отраслевым спросом определяют минимально эффективный размер фирмы. <...> Обычно имеют в виду положительный эффект масштаба — снижение средних издержек производства по мере роста общего объема выпуска. <...> Для производства единственного продукта для производства i = 1, ., N продуктов S AC q MCq = = S Cq ∑ ∂ ∂ () () q C q () i i Кроме того, если рассматривается производство нескольких товаров, может наблюдаться положительный эффект разнообразия — сокращение средних издержек производства одного товарного вида при увеличении числа товарных марок <...>
Экономический_анализ_фирмы_и_рынка._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 336/339(075.8)
ББК 65.053ÿ73-1
Ð64
Рецензент:
доктор физико-математических наук, профессор А.М. Силаев
(зав. кафедрой математической экономики Нижегородского филиала ГУ—ВШЭ)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Розанова, Надежда Михайловна.
Р64 Экономический анализ фирмы и рынка: учебник для
студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям
/ Í.Ì. Ðîçàíîâà, È.Â. Зороастрова. — Ì.:
ЮНИТИ-ДАНА,
2015. — 279 ñ.
I. Зороастрова, Ирина Владимировна.
ISBN 978-5-238-01497-5
Агентство CIP РГБ
В учебнике рассматриваются все стороны поведения фирмы на рынках
разного типа. Подробно анализируются взаимоотношения фирмы с
потребителями, закупка оптимальных объемов ресурсов, финансовые
сделки, конкурентные стратегии на внутреннем и международных рынках.
В центре внимания находятся вопросы ценообразования, внутренней
организационной структуры фирмы, слияния и поглощения, оценка экономического
и финансового риска.
Для студентов экономических вузов и школ бизнеса, а также практических
работников, связанных с хозяйственной деятельностью.
ББК 65.053ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01497-5
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения
издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление
От авторов
Глава 1. Фирма в экономической системе
1.1. Признаки фирмы
1.2. Основные концепции фирмы
1.3. Классификация внутренних структур фирмы
Резюме
Ключевые термины
Контрольные вопросы
Задания для самостоятельной работы
Темы рефератов
Библиографический список
Глава 2. Цели фирмы
2.1. Цели акционеров
2.2. Цели индивидуального собственника
2.3. Цели управляющих
2.4. Цели кредиторов и дебиторов
2.5. Цели работников
2.6. Бихевиористская концепция
Резюме
Ключевые термины
Контрольные вопросы
Задания для самостоятельной работы
Темы рефератов
Библиографический список
3
5
5
6
15
24
27
28
28
29
30
31
32
33
35
48
53
58
60
61
61
62
63
64
Глава 3. Конкуренция и рыночная власть на продуктовых рынках 65
3.1. Типы рыночных структур
3.2. Факторы, определяющие рыночную структуру
3.3. Показатели рыночной концентрации
3.4. Рыночная власть и структура рынка
3.5. Стратегическое взаимодействие фирм
3.6. Согласованное поведение фирм на рынке
3.7. Предоставление и сдерживание входа
3.8. Слияния и поглощения
277
65
71
73
77
83
89
96
105
Стр.278
Резюме
Ключевые термины
Контрольные вопросы
Задания для самостоятельной работы
Темы рефератов
Библиографический список
Глава 4. Взаимодействие фирм на рынке труда
4.1. Спрос на труд
4.2. Условие оптимального найма
4.3. Формирование предложения труда
4.4. Равновесие при разных структурах рынка
4.5. Дискриминация на рынке труда
4.6. Влияние профсоюзов на рынок труда
4.7. Несовершенство информации на рынке труда
Резюме
Ключевые термины
Контрольные вопросы
Задания для самостоятельной работы
Темы рефератов
Библиографический список
Глава 5. Ценовая политика фирмы
5.1. Стратегии ценообразования
5.2. Ценовая дискриминация
5.3. Воздействие и эффективность рекламы
Ключевые термины
Контрольные вопросы
Задания для самостоятельной работы
Темы рефератов
Библиографический список
Глава 6. Финансовые рынки и фирма: поиск оптимального
решения
6.1. Финансовые ресурсы фирмы
6.2. Оценка финансовой независимости компании
6.3. Показатели финансового состояния компании
6.4. Межвременной выбор фирмы
6.5. Распределение финансовых средств фирмы
Резюме
278
109
109
110
111
113
114
115
115
118
120
123
127
129
132
136
136
137
137
139
139
140
140
149
157
5.4. Информация, необходимая для успешного ценообразования 166
Резюме
173
174
175
175
176
177
178
179
181
182
184
187
203
Стр.279
Ключевые термины
Контрольные вопросы
Задания для самостоятельной работы
Темы рефератов
Библиографический список
204
204
205
206
206
Глава 7. Стратегия и тактика фирмы на международных рынках 208
7.1. Особенности международной конкуренции
7.2. Стратегическое поведение на международных рынках
7.3. Структуры международных взаимодействий
7.4. Особенности международных финансов
7.5. Виды валютных сделок
7.6. Управление валютным риском
Резюме
Ключевые термины
Контрольные вопросы
Задания для самостоятельной работы
Темы рефератов
Библиографический список
Планы семинарских занятий
Приложение. Экономический анализ отрасли на примере
алюминиевой промышленности России 1990-х годов:
плюсы и минусы тенденции к концентрации
Библиографический список
Экзаменационные вопросы ко всему курсу
Ответы, решения, указания
208
210
212
219
221
225
227
228
229
229
230
231
232
248
260
260
262
279
Стр.280