Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Обществознание (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКаверин Б. И.
АвторыЧижик П. И.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц368
ID352385
АннотацияМатериал курса «Обществознание» раскрывается в пособии в соответствии с основными требованиями к содержанию обществоведческих знаний для поступающих в высшие учебные заведения, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации. Излагаются основные темы, посвященные человеку в мире природы и обществе, развитию цивилизации и человеческой культуры, сущности и функционированию экономической, политической и социальной сфер жизни общества.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для абитуриентов и студентов вузов
Кому рекомендованоДля учащихся общеобразовательных школ, лицеев, средних профессиональных учебных заведений, абитуриентов, поступающих в вузы. Может быть использовано студентами для систематизации и закрепления знаний по политологии, философии, социологии, культурологии, комплексной антропологии, а также этике и эстетике.
ISBN978-5-238-01108-3
УДК3(07)
ББК60я7
Каверин, Б.И. Обществознание : учеб. пособие / П.И. Чижик; Б.И. Каверин .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 368 с. — (Cogito ergo sum) .— ISBN 5-238-01108-3 .— ISBN 978-5-238-01108-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/352385 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жизнь воспринималась как арена деятельности мифических сил или богов, которые олицетворяли собой те или иные социальные и природные процессы, этапы совершенствования знаний об обществе соответствовали историческим эпохам: древнее общество (до V в. н.э.) <...> Общество как объект познания Термин «общество» очень многозначен. <...> В социально-гуманитарной литературе можно насчитать, по крайней мере, пять основных значений:  во-первых, общество — это отдельная группировка людей (часть населения планеты), т.е. самостоятельная единица истории, целостный и самодостаточный социальный организм (например, российское, французское, японское и иные общества); это этническая или полиэтническая общность людей со своей историей и культурой;  во-вторых, это совокупность социальных общностей региона (ближневосточное, западно-европейское и другие общества);  в-третьих, все человечество в целом — планетарное общество;  в-четвертых, это общество определенного исторического типа (античное, феодальное, буржуазное);  в-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам группировка людей, по ряду признаков 7 противоположная природе: общество индивидов, общество деятелей-созидателей, человеческое общество. <...> К особенным признакам можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и социальными качествами; деятельность по созданию, распределению и хранению материальных и духовных ценностей: удовлетворению на их основе материально-физических и духовных потребностей людей; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. <...> Общество как объект познания изучается и в соотношении с природой, и во взаимосвязи внутренних его элементов. <...> Практическая деятельность направлена на изменение природной и социальной действительности в интересах людей, а духовная — связана с воспроизводством сознания, мировоззрения и социальных <...>
Обществознание._Учебное_пособие_для_абитуриентов._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum).pdf
УДК 3(07) ББК 60ÿ7 Ê12 Рецензенты: доктор философских наук, профессор Г.Г. Беляев; доктор философских наук, профессор М.И. Боровиков Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Каверин, Борис Иванович. Ê12 дентов вузов / Á.È. Êàâåðèí, Ï.È. ×èæèê. — Ì.: ЮНИТИДАНА, — 367 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»). I. Чижик, Петр Иванович. ISBN 5-238-01108-3 Агентство CIP РГБ Материал курса «Обществознание» раскрывается в пособии в соответствии с основными требованиями к содержанию обществоведческих знаний для поступающих в высшие учебные заведения, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации. Излагаются основные темы, посвященные человеку в мире природы и обществе, развитию цивилизации и человеческой культуры, сущности и функционированию экономической, политической и социальной сфер жизни общества. Для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, средних профессиональных учебных заведений, абитуриентов, поступающих в вузы. Может быть использовано студентами для систематизации и закрепления знаний по политологии, философии, социологии, культурологии, комплексной антропологии, а также этике и эстетике. ББК 60ÿ7 ISBN 5-238-01108-3 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2007 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов и сту2015.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. ОБЩЕСТВО, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА 1.1. Зарождение и этапы развития знаний об обществе 1.2. Общество как объект познания 1.6. Источники и движущие силы развития общества 1.7. Формационное развитие общества 1.8. Культурологический подход к развитию общества 1.9. Цивилизационный подход к развитию общества 1.10. Смысл истории и общественный прогресс Глава 2. АНТРОПОЛОГИЯ КАК КОМПЛЕКСНОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ 2.1. Человек в мире природы 2.2. Природное и общественное в человеке 2.3. Человек, индивид, личность, индивидуальность 2.4. Личность, ее структура и типология 2.5. Личность и общество. Человек в мире культуры 2.6. Статус личности в обществе 2.7. Свобода и ответственность личности 2.8. Смысл человеческого бытия 2.9. Человеческая деятельность и ее многообразие Глава 3. ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ 3 3 7 1.3. Диалектика объективного и субъективного в истории 12 1.4. Общество как саморазвивающаяся система 1.5. Основные сферы жизни общества 14 16 20 25 28 31 35 1.11. Природа и общество. Глобальные проблемы современности 39 46 46 50 54 56 60 65 71 77 80 83 3.1. Социальная природа, сущность и содержание познания 83 3.2. Познание как социальное явление и творческий процесс 88 3.3. Специфика социального познания 3.4. Понятие истины и ее особенности в социальном познании 93 3.5. Сенсуализм и рационализм в познании 3.6. Методы познания 3.7. Наука и научное познание 365 90 98 102 110
Стр.366
3.8. Формы научного познания 3.9. Многообразие путей человеческого познания 3.10. Познание и творчество. Интуиция, знание и вера Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 4.1. Экономика и ее роль в жизни общества 4.2. Способ производства материальных благ общества и экономические отношения 4.3. Современные экономические системы 4.4. Экономический рост: экстенсивное и интенсивное воспроизводство 4.5. Новое качество экономического роста 4.6. Налоги 4.7. Происхождение, сущность и функции денег 115 119 123 125 125 127 131 135 138 141 143 4.8. Сущность рынка и рыночных отношений. Виды рынков 146 4.9. Планирование рыночной экономики и государственное участие 150 4.10. Основные формы собственности 4.11. Бюджет государства: содержание, принципы формирования и использование 4.12. Формирование и распределение доходов различных групп населения 4.13. Мировая торговля и экономические связи 4.14. Мировая экономика: место и роль государства Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 5.1. Политика как общественное явление 5.2. Политика и другие сферы общественной жизни 5.3. Происхождение и сущность власти 5.4. Функционирование политической власти в России 5.5. Политическая система общества 5.6. Классификация политических систем 5.7. Политический режим 5.8. Человек и политика 5.12. Политическая культура личности и общества 5.13. Политическая культура российского общества 5.14. Гражданское общество Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 6.1. Социальная структура общества 153 156 160 165 170 175 175 182 187 195 197 202 205 213 5.9. Истоки политической жизни: политические интересы 215 5.10. Происхождение и сущность государства 5.11. Политическая элита 221 227 233 236 239 245 245 6.2. Социальные отношения и социальные взаимодействия 251 6.3. Малые социальные группы 6.4. Социальная стратификация 6.5. Социальная мобильность 6.6. Социальные статусы и социальные роли 366 257 261 265 267
Стр.367
6.7. Социальный престиж и социальный авторитет 6.8. Социализация личности 6.9. Агенты и институты социализации 6.10. Социальный контроль: нормы и санкции 6.11. Семья и ее роль в жизни общества 6.12. Социальные конфликты и способы их разрешения 6.13. Отклоняющееся поведение 6.14. Основные формы девиантного поведения Глава 7. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 7.1. Социальная природа, содержание и структура духовной жизни 7.2. Понятие духовности и ее статус 7.3. Духовное производство 271 274 279 281 287 292 297 301 307 307 312 315 7.4. Духовный мир личности: структура и основные признаки 320 7.5. Ценности общества и личности 7.6. Классификация ценностей 7.7. Мораль, ее происхождение и сущность 7.8. Наука и научная жизнь общества 7.9. Религия как элемент духовной жизни общества. Свобода совести 7.10. Художественно-эстетическая жизнь общества 7.11. Образование в системе духовного производства 7.12. Содержание, принципы и требования к современному образованию в России БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 328 332 338 344 349 352 356 360 364 367
Стр.368

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.