№ 3 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Хироюки Хориэ* АМБИВАЛЕНТНОСТЬ «ПЕРВОБЫТНОЙ МАТЕРИИ» И ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ В «ФИЛОСОФИИ ХОЗЯЙСТВА» О. <...> СЕРГИЯ БУЛГАКОВА Статья посвящена анализу амбивалентности в понимании С.Н. Булгаковым свободы в свете трактовки «первобытной материи» в его работе «Философия хозяйства». <...> В ней автор выявляет наличие двух слоев понимания человеческой свободы — свободы, характеризуемой определенной тождественностью с «первобытной материей», и свободы, представленной в ноуменальной установке и характеризуемой противостоянием «первобытной материи». <...> Основываясь на вполне самостоятельной онтологической позиции, Булгаков в этой работе впервые выдвигает такое важнейшее для него понятие, как «мировая душа», или «София», т.е. понятие собирательного субъекта человечества-космоса, который он определил как предмет метафизики. <...> Интересно, что даже выбор хозяйства как особой темы философского исследования сделан, возможно, не только * Хориэ Хироюки — магистр религиоведения, редактор журнала “Eurasia view” (Токио), тел. <...> : +81-(3)-3291-5055; e-mail: hiroyukiho@mail.ru 3 «случайно», в силу его изначальной специальности как экономиста, но и вполне намеренно, на основании его уже сложившегося религиозно-философского понимания мироздания: в «Философии хозяйства» мы встречаем четкое выделение сферы труда и сферы именования как двух важнейших деятельностей человеческого субъекта в предвечном райском саду. <...> Понятно, что, если из «труда» появилась «Философия хозяйства», то из этого «именования» далее могла появиться другая философия, которая так же, как и «Философия хозяйства», «ориентируется» на отдельной аспект жизни, т.е. «Философия имени» [С.Н. Булгаков, 1993, т. <...> Шеллинга понятия относительного «ничто», т.е. «мэона», которое как основа твари имеет такие черты, как «полубытие», «потенциальность», с целью придания материи, сотворенной из абсолютного ничто таких положительных качеств, как самостоятельность и производительность <...>