Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024
Историко-педагогические чтения

Историко-педагогические чтения №1 2004 (30,00 руб.)

0   0
Страниц433
ID350199
АннотацияЕжегодник
Историко-педагогические чтения .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2004 .— №1 .— 433 с. — URL: https://rucont.ru/efd/350199 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Реформирование исторического образования в Уральском регионе: «европейское измерение» _________________________ 12 Гузненко З.И. <...> О рыбопромысловых угодьях Тобольского Севера (1917- начало 1920-х гг.) <...> Политика в области просвещения этнических меньшинств Урала в 1920-е – первой половине 1930-х гг. <...> Типологические схемы в изучении политической модернизации 175 Прищепа А.И. <...> Эффект «исторической реальности» в воспоминаниях бывших российских эмигрантов из Маньчжурии ____________________ 199 Соколова Е.С. <...> Использование материалов экспозиции школьного музея «История Политехнической гимназии. <...> Из опыта реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе (организация и проведение историко-краеведческой экспедиции «Я – гражданин России») ______________________________________________ 287 Гугнина О.В. <...> Исследовательская деятельность учащихся в обучении истории на современном этапе: теоретический и практический аспект ____ 312 Клименко И.М. <...> Становление государственной системы внешкольных учреждений по приобщению учащихся к региональной истории и культуре (1918 - 1945 гг.) <...> Методика формирования исторических представлений у младших школьников на уроках современной исторической пропедевтики 336 Мальцева С.Н. <...> Региональный компонент образования: пути реализации в педвузе 396 Сокурова Н.И. <...> Модель историко-педагогического анализа гуманистической концепции образования Михаила Пселла (на основе криптоэвристического метода историко-педагогического анализа энхиридия «Обозрение законов») _________________________ 398 Старкова Е.А. <...> Проблема формирования исторических понятий в многонациональном классе _____________________________ 421 Черезова О.Г. (Екатеринбург) Получение образования как фактор миграционной подвижности сельского населения индустриального Урала в 1960-1970-е гг. <...> Методические условия актуализации индивидуального стиля учащегося в процессе исторического образования ___________ 425 Чернышева Е.В. <...> Принципы ценностного <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2004.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Историко-педагогические_чтения_№1_2004.pdf
Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный педагогический университет Исторический факультет Региональные модели исторического общего и профессионального образования Восьмые всероссийские историко-педагогические чтения Часть 1,2 Екатеринбург 2004
Стр.2
УДК 930.1/.2(07) ББК Т Р 32 Редакционная коллегия Корнилов Г.Е. доктор исторических наук, профессор (главный редактор) Гузненко З.И. кандидат исторических наук, профессор Земцов В.Н. доктор исторических наук, профессор Мосунова Т.Г. кандидат исторических наук, доцент Огоновская И.С. кандидат исторических наук, доцент Сперанский А.В. доктор исторических наук, профессор Сутырин Б.А. кандидат исторических наук, доцент Региональные модели исторического общего и профессионального образования: Сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. 433 с.: табл., схемы. В настощий сборник включены доклады и сообщения, представленные на Восьмые всероссийские историко-педагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете Уральского государственного педагогического университета 25-26 марта 2004 г. Публикуемые материалы посвящены проблемам локальной и региональной истории, проблемам моделирования исторического образования, опыту реализации регионального компонента исторического образования в школе и вузе. Издание рассчитано на научных сотрудников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов. © Уральский государственный педагогический университет
Стр.3
Содержание Пленарное заседание Андрюхина Л.М., Гузненко З.И., Корнилов Г.Е., Надеева Е.П., Огоновская И.С. (Екатеринбург) Реформирование исторического образования в Уральском регионе: «европейское измерение» _________________________ 12 Гузненко З.И. (Екатеринбург) Государственная итоговая аттестация выпускников исторического факультета УрГПУ в свете модернизации педагогического образования ______________________________ 26 Зубков К.И. (Екатеринбург) Региональная история: проблемное поле и методологические перспективы ____________________________ 31 Раздел I. Актуальные проблемы локальных и региональных исторических исследований Алексеев Е.А. (Нижневартовск) Советские историки о взаимоотношениях боярства и княжеской власти на северо-востоке Руси в 50-х – 70-х гг. XII столетия ____ 42 Алексеева Л.В. (Нижневартовск) Оленеводство Тобольского Севера в 1920-х гг. _______________ 46 Бабушкина О. Ю. (Курган) Образование православного приходского духовенства во второй половине XIX - начале ХХ вв. (на примере Курганского уезда) __ 50 Бабушкина С.Л. (Нижневартовск) Становление профессионального обучения в Ханты-Мансийском автономном округе (1930 – середина 1960-х гг.) _____________ 52 Ермилова А.Д. (Муравленко) Государственно – правовое формирование Ямало-Ненецкого автономного округа и его развитие _________________________ 55 Жук А.В. (Екатеринбург) Частная промышленность Урала в годы Первой мировой войны 58 Задорожняя О.А. (Сургут) Просветительская деятельность Торгового Дома «В.В. Михайлов и П.И. Макушкин» ________________________ 63
Стр.4
Зайцева Е.В. (Екатеринбург) Налоговая политика в 1929-1932 гг. в Уральской области ______ 67 Земцов В.Н. (Екатеринбург) Куда исчезает «микроистория»? (размышления о «незатухающем» споре вокруг московского пожара 1812 года) _________________ 71 Ильченко В.Н. (Екатеринбург) К итогам в изучении промышленного производства на Урале в годы Первой мировой войны _____________________________ 75 Кальсина А.А. (Пермь) Состояние школьного дела в Пермской губернии по материалам газеты “Свободная Пермь” (1919 г.) ________________________ 79 Константинов С.И. (Екатеринбург) Екатеринбург белый _____________________________________ 83 Конышева И.И. (Нижневартовск) О рыбопромысловых угодьях Тобольского Севера (1917- начало 1920-х гг.) __________________________________ 90 Корепанова С.А. (Екатеринбург) Учебные (педагогические) отделы на промышленных выставках XIX в. ________________________ 92 Корнилов Г.Е., Сперанский А.В. (Екатеринбург) Общество и власть: проблемы исторического исследования ____ 97 Корнилов Г.Г. (Екатеринбург) Проблемы продовольственной безопасности в России: теория и реальность _____________________________________ 102 Кругликов В.В. (Екатеринбург) Проблемы демографического развития городского населения Урала в годы Великой Отечественной войны _______________ 107 Кругликова Г.А. (Екатеринбург) Историческое наследие в культурной политике государства ___ 110 Кругликова Г.И. (Екатеринбург) Обряд основания Рима как источник о восприятии исторического пространства древними римлянами ________________________ 118 Латыпов Р.Т. (Екатеринбург) Политика в области просвещения этнических меньшинств Урала в 1920-е – первой половине 1930-х гг. _______________________ 126 Лешукова Е.В. (Сургут) Террор как средство политической борьбы в Западной Сибири (май 1920 – декабрь 1921 гг.) (по документальным источникам) 132
Стр.5
Луньков А.С. (Екатеринбург) Финансирование театров Урала в годы Великой Отечественной войны ___________________________ 137 Манакова С.С. (Нижний Тагил) Техническая интеллигенция Нижнего Тагила в 1920-е годы ___ 139 Мельников Н.Н. (Екатеринбург) Транспортировка оборудования и размещение работников танковых предприятий на Урале __________________________ 144 Мельникова Н.В. (Екатеринбург) Общественно-политическая активность населения во второй половине 1940-х – 1960-е гг. (на материалах закрытых городов Урала) ________________________________ 146 Митрофанов В.В. (Нижневартовск) Об одной неопубликованной работе С.Ф. Платонова по истории Великого Новгорода ____________________________________ 154 Михалев Н.А. (Екатеринбург) Беженцы Первой мировой войны в России: беженцы и рынок труда (интерпретация Питера Гетрелла) _________________________ 158 Мякотина С.В. (Екатеринбург) Динамика основных показателей аграрного производства Пермской губернии в 1900 - 1917 гг. _______________________ 161 Павлова О.В. (Екатеринбург) Беспризорность на Урале в 1931 – 1939 гг. __________________ 169 Петрова С.Л. (Курган) Современные историографические проблемы «еврейского вопроса» в Сибири ___________________________ 172 Побережников И.В. (Екатеринбург) Типологические схемы в изучении политической модернизации 175 Прищепа А.И. (Сургут) Развитие электроэнергетики Западной Сибири в контексте истории г. Сургута ___________________________ 190 Рукосуев Е.Ю. (Екатеринбург) Использование труда заключенных при добыче благородных металлов на Урале ______________________________________ 197 Смирнов С.В. (Екатеринбург) Эффект «исторической реальности» в воспоминаниях бывших российских эмигрантов из Маньчжурии ____________________ 199
Стр.6
Соколова Е.С. (Екатеринбург) Поиски абсолюта: взгляд г-жи де Сталь на ментальную карту России XVIII – начала XIX вв. ____________________________ 201 Солодкин Я. Г. (Нижневартовск) С. В. Бахрушин о начале сибирского летописания (историографические заметки) ____________________________ 205 Сухоносова С.В. (Екатеринбург) Профилактика пожаров в Перми и Екатеринбурге в конце XIX – начале XX в. ______________________________ 208 Сушков А.В. (Нижний Тагил) Причины и механизм утверждения Н.С. Хрущева Председателем Совета Министров СССР в марте 1958 г. ___________________ 213 Фефилова Л. Ю. (Екатеринбург) Костюм XIX века в иллюстративных источниках ____________ 222 Шведов В.В. (Екатеринбург) Формирование структур управления органов милиции на Среднем Урале (1919-1924 гг.) _________________________ 225 Раздел II. Вопросы истории, теории и методики общего и профессионального исторического образования Алексеева Л.В. (Нижневартовск) О методике организации деятельности политклуба старшеклассников во внеурочной работе по истории (вторая половина 1980 - начало 1990-х гг.) __________________ 231 Амирова А.Х. (Екатеринбург) Воспитание гражданина России ___________________________ 233 Антонов В.М. (Уфа) Учебно-методическое обеспечение курса истории в старших классах (на примере школ Республики Башкортостан) ________ 236 Архипов Б. В., Леготина Н. А. (Курган) К постановке проблемы медиаобразования как средства формирования независимого мышления учащихся при преподавании обществоведческих дисциплин ___________ 239 Баженова Н.Н. (Екатеринбург) Современные тенденции и опыт воспитательной работы со студентами на историческом факультете УрГПУ __________ 242
Стр.7
Балдина Н., Лис Н.А. Учебное пособие по истории народа манси для школьников и студентов _____________________________ 245 Бахтина И.Л. (Екатеринбург) Расширение сети общеобразовательных школ на Урале в 1920-е гг. и проблема их материального обеспечения _________________ 250 Бикмеев М.У. (Уфа) Победа в Великой Отечественной войне–исторический феномен 257 Блохин В.С. (Екатеринбург) Концентрическая система исторического образования: содержательно-методические аспекты _____________________ 259 Богатырев А.И. (Екатеринбург) С.И.Гессен: аксиологическая концепция мирового историкопедагогического процесса ________________________________ 263 Бырса Л.В. (Нижневартовск) Проектная деятельность школьников в создании видеофильмов по истории (из опыта работы) _______________________________ 279 Волчёнкова Л.А. (Нижний Тагил) Использование материалов экспозиции школьного музея «История Политехнической гимназии. Наука и техника Нижнего Тагила в лицах» при реализации регионального компонента в учебном процессе ______________ 281 Высокова В.В. (Екатеринбург) Преподавание Новой истории стран Запада и современное гуманитарное знание _______________________ 284 Габова Н.А. (Екатеринбург) Из опыта реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе (организация и проведение историко-краеведческой экспедиции «Я – гражданин России») ______________________________________________ 287 Гугнина О.В. (Оренбург) Герменевтика в преподавании обществознания ______________ 289 Дорожкина Е.С. (Сургут) Организационно – методические средства процесса обучения в 20-е – 30-е годы ХХ века на севере Западной Сибири _______ 292 Захожая Т.М. (Сургут) Вопросы методики подготовки учителей истории в 1970-80 гг. _ 295
Стр.8
Змейкина Ю.В. (Екатеринбург) Интеграция в школьном историческом образовании __________ 297 Зубкова И.А. (Екатеринбург) Методика оценки и аттестации исторических знаний учащихся в британской школе: достижения и проблемы ________________ 300 Ильина М.П. (Стерлитамак) Использование на уроках материалов исторического краеведения_ 306 Капшутарь М.А. (Екатеринбург) Модернизация образования и контрольно-оценочная деятельность педагога ___________________________________ 310 Кассир Е.И. (Екатеринбург) Исследовательская деятельность учащихся в обучении истории на современном этапе: теоретический и практический аспект ____ 312 Клименко И.М. (Екатеринбург) Особенности восприятия национализма и патриотизма в европейской и российской трактовке _____________________ 316 Коврижных Г.Н. (Екатеринбург) Становление государственной системы внешкольных учреждений по приобщению учащихся к региональной истории и культуре (1918 - 1945 гг.) ________________________________________ 322 Кукушкина Г.В. (Нижний Тагил) Методическая подготовка преподавателей мировой художественной культуры ________________________ 333 Лыжина О.А. (Екатеринбург) Методика формирования исторических представлений у младших школьников на уроках современной исторической пропедевтики 336 Мальцева С.Н. (Екатеринбург) Роль исторического образования в системе патриотического воспитания в современных условиях _______________________ 338 Мамина О.Н. (Екатеринбург) Реализация непрерывного обучения в образовательных линиях учебников по обществознанию ___________________________ 345 Межина Н.Н. (Нижний Тагил) Опыт реализации регионального компонента исторического образования в школе. Роль учебных экскурсий в учебном процессе 348
Стр.9
Менщиков И.С. (Курган) Этническая культура и история: проблемы соотношения и преподавания в вузах __________________________________ 350 Мосунова Т.Г. (Екатеринбург) Атеистическое воспитание учащихся национальных школ в 1920-1930-е годы ______________________________________ 353 Надеева Е.П. (Екатеринбург) Преподавание истории в условиях введения ЕГЭ ____________ 357 Нефедов С.А. (Екатеринбург) О проекте «Всемирная история в Интернете» _______________ 361 Новикова Г.Г. (Сургут) Из истории этнообразования на Тюменском Севере __________ 363 Огоновская А.С.(Нижний Тагил) Музейная педагогика как средство самоактуализации личности 366 Поршнева О.С. (Екатеринбург) К вопросу о современных методологических подходах и методах в изучении региональной истории __________________________ 369 Постников П.Г. (Нижний Тагил) Художественный способ познания исторической реальности __ 372 Протасова И.А. (Екатеринбург) Формирование прогностических умений будущих учителей истории как условие, обеспечивающее их готовность к инновационной деятельности ___________________________ 376 Прохорова Г.А. (Курган) Региональный компонент в контексте школьного курса отечественной истории __________________________________ 380 Рикунова И.В. О понятиях: активные и интерактивные методы в обучении истории и обществознания _______________________________ 384 Селиверстова Л.В. (Стерлитамак) Проблема интеграции курсов истории России и истории Башкортостана ________________________________ 389 Семенова Г.Н. (Нижний Тагил) Развивающий потенциал внеклассной работы по истории родного края _________________________________ 391 Силантьев Д.В. (Екатеринбург) Историческая наука Урала и Internet (на примере информационного обеспечения в сети Internet исторических факультетов Уральского региона) _________________________ 393
Стр.10
Скальская А.А. (Стерлитамак) Региональный компонент образования: пути реализации в педвузе 396 Сокурова Н.И. (Екатеринбург) Модель историко-педагогического анализа гуманистической концепции образования Михаила Пселла (на основе криптоэвристического метода историко-педагогического анализа энхиридия «Обозрение законов») _________________________ 398 Старкова Е.А. (Екатеринбург) Урок как среда взаимодействия ____________________________ 402 Сурина М.В. (Нижний Тагил) Межэтнические браки на Урале во второй половине ХХ века: специфика и динамика __________________________________ 404 Сутырин Б.А. (Екатеринбург) "История социальной работы на Урале": особенности учебной дисциплины _________________________ 413 Титова Е.Ю. (Нижний Тагил) Реализация регионального компонента школьного исторического образования в опыте В. А. Сухомлинского __________________ 415 Трубецкой В.С. (Екатеринбург) Научно-исследовательский подростковый лагерь ____________ 417 Уколова О.С. (Екатеринбург) Групповая форма организации учебной деятельности как средство реализации регионального компонента школьного исторического образования ______________________________ 418 Фролова Н.В. (Сургут) Проблема формирования исторических понятий в многонациональном классе _____________________________ 421 Черезова О.Г. (Екатеринбург) Получение образования как фактор миграционной подвижности сельского населения индустриального Урала в 1960-1970-е гг. _ 424 Черепанова Е.В. (Лесной) Методические условия актуализации индивидуального стиля учащегося в процессе исторического образования ___________ 425 Чернышева Е.В. (Курган) Местное самоуправление в творчестве В.Ю. Скалона _______ 428 Чучула Н.М. (Каменск-Уральский) Принципы ценностного обучения истории __________________ 431
Стр.11