Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Педагогика высшей школы: методические рекомендации (110,00 руб.)

0   0
Первый авторРоманов Дмитрий Владимирович
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц30
ID349949
АннотацияМетодические рекомендации по дисциплине «Педагогика высшей школы» содержат дидактическое сопровождение, позволяющее аспирантам, изучающим данный курс, готовиться к практическим занятиям, а также к итоговой аттестации.
Кому рекомендованоУчебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по всем направлениям подготовки, а также для широкого круга лиц, проявляющих интерес к проблематике преподавания в высшей школе (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Романов, Д. В. Педагогика высшей школы: методические рекомендации / Д. В. Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/349949 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Д. В. Романов Педагогика высшей школы Методические рекомендации Кинель РИЦ СГСХА 2014 УДК 378 ББК 74.58 Р-69 Романов, Д. <...> Методические рекомендации по дисциплине «Педагогика высшей школы» содержат дидактическое сопровождение, позволяющее аспирантам, изучающим данный курс, готовиться к практическим занятиям, а также к итоговой аттестации. <...> Учебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по всем направлениям подготовки, а также для широкого круга лиц, проявляющих интерес к проблематике преподавания в высшей школе (уровень подготовки кадров высшей квалификации). <...> Целью курса является формирование у аспирантов системы знаний, умений и представлений в области организации учебного процесса в высшей школе, а также содержания высшего профессионального образования. <...> Задачи курса: 1) ознакомить аспирантов с основами педагогики высшей школы, дать им представление о многообразии педагогических концепций в современном мире, об основах технологии целостного учебновоспитательного процесса и о проблемах высшего профессионального образования и воспитания в России; 2) стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся в сфере профессионально-преподавательской деятельности; 3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и формированию умений и навыков, развитию мышления и творческих способностей, выработке диалектикоматериалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры будущих преподавателей. <...> В результате освоения данного курса аспирант должен: - знать сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности <...>
Педагогика_высшей_школы_методические_рекомендации.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Д. В. Романов Педагогика высшей школы Методические рекомендации Кинель РИЦ СГСХА 2014
Стр.1
УДК 378 ББК 74.58 Р-69 Романов, Д. В. Р-69 Педагогика высшей школы : методические рекомендации / Д. В. Романов. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 30 с. Методические рекомендации по дисциплине «Педагогика высшей школы» содержат дидактическое сопровождение, позволяющее аспирантам, изучающим данный курс, готовиться к практическим занятиям, а также к итоговой аттестации. Учебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по всем направлениям подготовки, а также для широкого круга лиц, проявляющих интерес к проблематике преподавания в высшей школе (уровень подготовки кадров высшей квалификации). © Романов Д. В., 2014 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 2
Стр.2
Предисловие Курс «Педагогика высшей школы» предназначен для аспирантов, обучающихся по всем научным специальностям и направлениям. Целью курса является формирование у аспирантов системы знаний, умений и представлений в области организации учебного процесса в высшей школе, а также содержания высшего профессионального образования. Это база для формирования соответствующих, предусмотренных государственным стандартом аспирантской подготовки профессиональных компетенций. Задачи курса: 1) ознакомить аспирантов с основами педагогики высшей школы, дать им представление о многообразии педагогических концепций в современном мире, об основах технологии целостного учебновоспитательного процесса и о проблемах высшего профессионального образования и воспитания в России; 2) стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся в сфере профессионально-преподавательской деятельности; 3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и формированию умений и навыков, развитию мышления и творческих способностей, выработке диалектикоматериалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры будущих преподавателей. В результате освоения данного курса аспирант должен: - знать сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние индивидуальных различий студентов на результаты педагогической деятельности; основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; - уметь использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязей с другими науками; излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами; - владеть навыками научного исследования и организации индивидуальной и коллективной профессионально-педагогической работы; основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе. 3
Стр.3
1. Содержание курса «Педагогика высшей школы» Тема 1. Современное развитие образования в России и за рубежом Роль высшего образования в современной цивилизации. Фундаментальные основы развития образования. Тенденции развития в образовании. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Главные направления реформирования образования. Проблемы качества образования. Современные технологии обеспечения и оценки качества высшего образования. Основы дидактики высшей школы. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности. Методы обучения в высшей школе. Тема 2. Структура педагогической деятельности Педагогическая деятельность как система деятельности. Управление в учебном процессе, его отличительные черты. Требования к эффективному управлению процессом обучения. Функции деятельности вузовского преподавателя. Компоненты структуры педагогической деятельности: конструктивный, гностический. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы. Педагогические технологии: их значение и роль в учебном Тема 3. Формы организации учебного процесса в высшей школе процессе. Роль и место лекции в вузе. Требования к лекции. Структура лекции. Критерии оценки качества лекции. Основы подготовки лекционных курсов. Специфика лекций в зависимости от курса студентов. Главные достоинства лекции в высшей школе. Стили лекционного преподавания. Семинарские и практические занятия в высшей школе. Цель практических занятий. Структура практического занятия. Требования к организации и проведению практических занятий. Виды и форма практических занятий. Критерии оценки практических занятий. Основы педагогического контроля в высшей школе: функции, формы. Самостоятельная работа студентов: затруднения и их устра4
Стр.4
нение. Виды самостоятельной работы студентов. Основные направления организации самостоятельной работы студентов. Тема 4. Педагогическая коммуникация Педагогическое общение как специфическая форма общения. Гуманизация обучения как основа педагогического общения. Стили педагогического общения. Типология профессиональных позиций преподавателей. Диалог и монолог в педагогическом общении. Содержание и структура педагогического общения. Этапы педагогического общения. Особенности педагогического общения в вузе. Основные требования к педагогическому общению. Стиль общения и личность педагога. 2. Материалы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Педагогика высшей школы» Раздел 1. Современное развитие образования в России и за рубежом Тема 1.1. Состояние и основные тенденции развития высшего профессионального образования Вопросы для обсуждения 1. Что означает современный тренд непрерывного образования? 2. В чем, на ваш взгляд состоят достоинства и недостатки уровневой системы высшего профессионального образования? 3. Как можно интерпретировать тенденции гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования? Тема 1.2. Современное российское и зарубежное высшее профессиональное образование Вопросы для обсуждения 1. Какова структура и специфика высшего профессионального образования в современной России? 2. Чем, на ваш взгляд обусловлены потребности реформирования российского образования, в том числе и высшего? 5
Стр.5