Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» И. Ю. Зудилина Психология высшей школы Методические рекомендации Кинель РИЦ СГСХА 2014 1 ББК 88:74.58 З-92 Зудилина, И. <...> Методические рекомендации отражают структуру и основное содержание дисциплины «Психология высшей школы», содержат программу изучения дисциплины, рекомендации для аспирантов по подготовке к практическим занятиям, темы рефератов, словарь терминов, рекомендуемую литературу. <...> Учебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки: 06.06.01 Биологические науки; 19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии; 35.06.01 Сельскохозяйственные науки; 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; 36.06.01 Ветеринария и зоотехния; 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации). <...> © Зудилина И. Ю., 2014 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 2 Предисловие Цель дисциплины «Психология высшей школы» – формирование у аспирантов целостного и системного понимания психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества; умения осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему. <...> Задачи дисциплины: - сформировать у аспирантов представление об основах психологии личности и социальной психологии; о биологических и психологических особенностях человеческого восприятия и усвоения информации; о психологических особенностях педагогической деятельности; - подготовить к использованию фундаментальных психологических знаний в организации учебного процесса, в изложении учебного материала с учетом современных достижений, проблем и тенденций психологии; - раскрыть факторы и условия, способствующие и препятствующие деятельности преподавателя; - подготовить <...>
Психология_высшей_школы_методические_рекомендации.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
И. Ю. Зудилина
Психология высшей школы
Методические рекомендации
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
1
Стр.1
ББК 88:74.58
З-92
Зудилина, И. Ю.
З-92 Психология высшей школы : методические рекомендации /
И. Ю. Зудилина. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 18 с.
Методические рекомендации отражают структуру и основное содержание
дисциплины «Психология высшей школы», содержат программу
изучения дисциплины, рекомендации для аспирантов по подготовке к
практическим занятиям, темы рефератов, словарь терминов, рекомендуемую
литературу. Учебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся
по направлениям подготовки: 06.06.01 Биологические науки;
19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии; 35.06.01 Сельскохозяйственные
науки; 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое
оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; 36.06.01
Ветеринария и зоотехния; 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров
высшей квалификации).
© Зудилина И. Ю., 2014
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
2
Стр.2
Предисловие
Цель дисциплины «Психология высшей школы» – формирование
у аспирантов целостного и системного понимания психологических
задач и методов преподавания на современном этапе развития общества;
умения осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как
систему. Задачи дисциплины:
- сформировать у аспирантов представление об основах психологии
личности и социальной психологии; о биологических и психологических
особенностях человеческого восприятия и усвоения информации;
о психологических особенностях педагогической деятельности;
- подготовить к использованию фундаментальных психологических
знаний в организации учебного процесса, в изложении учебного материала
с учетом современных достижений, проблем и тенденций
психологии;
- раскрыть факторы и условия, способствующие и препятствующие
деятельности преподавателя;
- подготовить аспирантов к применению методов научных исследований
и организации коллективной научно-исследовательской работы,
основ научно-методической и учебно-методической работы в
высшей школе.
В результате изучения дисциплины аспирант должен знать: основы
психологии личности и социальной психологии; биологические
и психологические особенности человеческого восприятия и усвоения
учебного материала; психологические особенности юношеского возраста
и связанные с этим особенности поведения; влияние на результаты
педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
психологические особенности педагогической деятельности;
особенности организации учебного процесса; принципы организации
учебной работы; особенности методической работы в вузе;
уметь: использовать фундаментальные психологические знания
в организации учебного процесса, в трансформировании и изложении
учебного материала с учётом современных достижений, проблем и
тенденций психологии и педагогики; взаимодействовать с коллективом
в процессе учебной деятельности;
владеть: способностью участвовать в работе исследовательских
коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
владеть основами организационной, научно-методической и учебнометодической
работы в высшей школе; способностью планировать и
решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
3
Стр.3
1. Программа изучения дисциплины
«Психология высшей школы»
1.1. Структура дисциплины «Психология высшей школы»
Трудоемкость
дисциплины
Вид учебной работы
Всего
часов
Аудиторные занятия (всего)
в том числе: Лекции (Л)
Практические (семинарские занятия)
(ПЗ)
Самостоятельная работа аспиранта (всего),
в том числе:
СРС
в семестре: Изучение лекционного материала
Изучение вопросов, выносимых на
самостоятельное изучение
Выполнение научной работы
(реферат) и участие в научных и
научно-практических конференциях
Подготовка к практическим (семинарским)
занятиям
Подготовка и сдача зачета
Вид промежуточной аттестации (зачет)
Общая трудоемкость, ч
Общая трудоемкость, зачетные единицы
18
8
10
54
4
12
16
16
6
зачет
72
2
16
Из них
в интерактивной
форме
16
6
10
Семестр
(кол-во
недель
в
семестре)
2
18
8
10
54
4
12
16
16
6
зачет
72
2
4
Стр.4
1.2. Содержание разделов программы дисциплины
«Психология высшей школы»
1.2.1. Содержание раздела «Методология
и общие аспекты психологии высшей школы»
Лекция 1. Предмет, задачи, методология и методы психологии
высшей школы.
Современное состояние высшего профессионального образования
в России. Направления и перспективы развития отечественной
высшей школы в контексте модернизации российской
образовательной системы. Компетентностный подход в образовании
как одно из ключевых направлений вхождения российского
образования в европейское образовательное пространство. Значение
психолого-педагогических наук в модернизации высшего
профессионального образования. Предмет психологии высшей
школы. Соотношение дидактики высшей школы, психологии
высшей школы и педагогической акмеологии. Задачи психологии
высшей школы. Связь курса «Психология высшей школы» с другими
научными и учебными дисциплинами. Место и роль психологии
и педагогики высшей школы в системе профессионального
образования.
Практическое занятие 1. Психологические процессы.
1. Ощущение и восприятие, их значение в учебной деятельности
студентов.
2. Память и воображение, их влияние на усвоение учебного материала.
3.
Влияние внимания на продуктивность восприятия учебного
материала. Способы управления вниманием в процессе обучения
студентов.
4. Виды мышления. Мышление и речь.
1.2.2. Содержание раздела «Возрастные особенности
и личность студента»
Лекция 2. Психологические теории личности.
Психологические аспекты поведения человека. Психоаналитическая
теория З. Фрейда. Три уровня сознания. Две категории
5
Стр.5