Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет
УДК 159.923
ББК Ю937
Ф 93
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент С.В. Чернобровкина
кандидат психологических наук В.Е. Купченко
Ф 93
Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. <...> ФРУСТРАЦИЯ
ПОНЯТИЕ И ДИАГНОСТИКА
ISBN 5-7779-0489-0
Учебно-методическое пособие
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»
В пособии анализируется понятие «фрустрация», дается краткое описание основных подходов к проблеме фрустрации. <...> Практическая часть работы представлена полным описанием
методики фрустрационных реакций С. Розенцвейга <...> Для студентов факультета психологии (специальность 020400
«Психология»), преподавателей, а также практических психологов,
занимающихся психологической диагностикой. <...> Практическая часть содержит все необходимые материалы
для работы с тестом: описание теста, оценку теста, обработку результатов, интерпретацию, стимульный материал, ключи, форму
протокольного бланка. <...> В пособие включены взрослый и детский вариант методики. <...> Есть неясность и в том, к чему относить термин «фрустрация»: к внешней причине (ситуации) или к вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). <...> Было бы целесообразно, подобно тому как различают стресс –
психическое состояние – от стрессора – его возбудителя, аналогично различать фрустратор и фрустрацию – внешнюю причину
и ее воздействие на личность. <...> Хотя термин «фрустратор» в ли4
тературе малоупотребительный, мы в дальнейшем будем употреблять его, используя термин «фрустрация» – преимущественно
для обозначения провоцируемого фрустратором состояния. <...> Розенцвейг дает следующее определение: «Фрустрация имеет место
в тех <...>
Фрустрация_понятие_и_диагностика_Учебно-методическое_пособие..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет
УДК 159.923
ББК Ю937
Ф 93
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент С.В. Чернобровкина
кандидат психологических наук В.Е. Купченко
Ф 93
ФРУСТРАЦИЯ
ПОНЯТИЕ И ДИАГНОСТИКА
Учебно-методическое пособие
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»
Фрустрация: Понятие и диагностика: Учеб.-метод. пособие:
Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост.
Л.И. Дементий. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 68 с.
ISBN 5-7779-0489-0
В пособии анализируется понятие «фрустрация», дается краткое
описание основных подходов к проблеме фрустрации. В теоретической
части особое внимание уделено теории фрустрации С. Розенцвейга.
Практическая
часть работы представлена полным описанием
методики фрустрационных реакций С. Розенцвейга (детского и
взрослого вариантов) со всей необходимой информацией для работы
с ней.
Для студентов факультета психологии (специальность 020400
«Психология»), преподавателей, а также практических психологов,
занимающихся психологической диагностикой.
УДК 159.923
ББК Ю937
Издание осуществлено при финансовой поддержке
факультета психологии
Издательство ОмГУ
Омск 2004
ISBN 5-7779-0489-0
© Изд-во ОмГУ, 2004
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................. 3
1. Понятие и подходы к фрустрации ..................................... 4
2. Теория фрустрации С. Розенцвейга................................... 7
3. Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга:
взрослый вариант
3.1. Описание теста ..........................................................13
3.2. Оценка теста ..............................................................15
3.3. Обработка теста.........................................................17
3.3.1. Определение показателя «степень социальной
адаптивности» .................................18
3.3.2. Таблица профилей ...........................................19
3.3.3. Образцы (паттерны).........................................20
3.3.4. Анализ тенденций............................................20
4. Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга:
детский вариант
4.1. Описание теста ..........................................................21
4.2. Возрастные границы применения............................26
4.3. Оценка теста и обработка результатов исследования.........................................................................27
5.
Интерпретация результатов теста.....................................33
Библиографический список...................................................39
Заключение ........................................................................... 41
Приложение 1. Форма протокольного бланка.....................42
Приложение 2. Стимульный материал: взрослый
вариант...............................................................................................43
Приложение 3. Стимульный материал: детский вариант
..................................................................................................55
Технический редактор Е.В. Лозовая
Редактор Л.М. Кицина
Подписано в печать 10.08.04. Формат 60х84 1/16.
Печ. л. 4,25. Уч.-изд. 3,5. Тираж 100 экз. Заказ 455
Издательско-полиграфический отдел ОмГУ
644077, Омск-77, пр. Мира, 55а
Учебно-теоретическое издание
Составитель
Людмила Ивановна Дементий
ФРУСТРАЦИЯ
ПОНЯТИЕ И ДИАГНОСТИКА
Учебно-методическое пособие
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»
Стр.34