В процессе изучения раскрывается содержание понятий «экономическое поведение», «рациональное экономическое действие» в терминах как неоклассического, так и альтернативных направлений экономической теории. <...> 5 Реальное поведение человека в области экономики имеет определенную специфику, а модель человека в экономической науке — это абстракция этого поведения, заостряющая его специфические черты. <...> Единой модели человека в современной экономической науке не существует. <...> Общая схема модели экономического человека включает в себя следующие моменты: 1. <...> Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. <...> Экономический человек эгоистичен, т. е. действия экономического человека определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагента по сделке. <...> Экономический человек рационален: из известных вариантов выбирается тот, который в наибольшей степени отвечает его предпочтениям. <...> В отличие от экономического социальное действие — это форма деятельности, которая, во-первых, содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство; во-вторых, по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти дей1 Радаев В. В. <...> Социальный человек описывается моделью SRSM (Socialized, Role-Playing, Sanctioned Man), предложенной С. Линденбергом <...> Линденберг отмечает, что SRSM не является изобретательным и подчиняется лишь ограничениям, заданным санкциями и ролевыми ожиданиями. <...> Фактор редкости оказывает лишь косвенное воздействие на модель SRSM, поэтому выбор исключается, таким образом ничто не максимизируется. <...> Объясняя соотношение и существенную разницу между REMM и SRSM, Линденберг утверждает, что модель SRSM годится для описания стационарного общества, однако она не способна объяснить явления, вызванные изменениями условий жизнедеятельности общества. <...> Корвер тоже считает, что «трансформация классической политэкономии в неоклассическую <...>
Модели_экономического_поведения_.pdf
УДК 330.8 (075.8)
ББК 65.012.12я73
Х 121
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Е. Б. Дондокова, д-р экон. наук, профессор
К. П. Дырхеев, канд. экон. наук, доцент
Хабаева И. М.
Х 121 Модели экономического поведения: учебнометодическое
пособие / И. М. Хабаева, И. С. Мункуева. -
Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2015. - 76 с. ISBN 978-5-9793-0805-0
Учебно-методическое пособие представляет собой междисциплинарный
авторский курс «Модели экономического поведения» и соответствует
требованиям федерального государственного образовательного
стандарта по направлениям подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное
управление, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.02
Менеджмент.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по данным
направлениям, а также менеджеров-практиков.
УДК 330.8 (075.8)
ББК 65.012.12я73
ISBN 978-5-9793-0805-0
© Бурятский госуниверситет, 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................. 3
Тема 1. Мотивации поведения человека в экономике............................ 5
1. Основы экономической мотивации.............................................................. 5
2. Мотивация «экономического человека»...................................................... 5
3. Социологический подход к модели человека............................................. 7
4. Психологический подход к модели человека............................................. 10
5. Понятие экономической рациональности.................................................... 12
Тема 2. Эволюция модели экономического поведения......................... 14
1. Английская классическая школа................................................................ 14
2. Немецкая историческая школа..................................................................... 15
3. Экономическая теория Маркса.................................................................... 16
4. Неоклассические теории (маржинализм, Кембриджская школа)........ 16
5. Макроэкономический человек в теории Дж. М. Кейнса....................... 17
Тема 3. Экономическое поведение в свете институциональноэволюционной
теории........................................................................................ 19
1. Институционально-эволюционная теория. Понятие института........... 19
2. Понятие «рутина». Правило и обычай. Конформистское поведение . . 20
Тема 4. Рыночное и традиционное экономическое поведение............. 23
1. Рыночное и традиционное поведение........................................................ 23
2. Содержание протестантской трудовой этики ........................................... 24
Тема 5. Национальные особенности экономического поведения . . . . 26
1. Национальный характер, менталитет и типы экономического мыш- 26
ления ........................................................................................................................
2. Взаимовлияние экономического поведения и структуры собственности,
структуры рынка ценных бумаг................................................................ 28
Тема 6. Традиционные ценности и экономическое поведение представителей
русского этноса ............................................................................. 30
1. Природно-климатическая среда и этнические характеристики экономического
поведения представителей русского этноса ................................ 30
2. История России и особенности экономического мышления и поведения
русского этноса .......................................................................................... 31
Тема 7. Традиционные ценности и экономическое поведение представителей
восточноазиатских этносов (Китай, Япония, Корея,
страны Юго-Восточной Азии, Бурятия)..................................................... 33
1. Система трудового поведения «рисовая культура»................................ 33
2. Роль государства и коллектива в жизни восточноазиатского общества . . 35
3. Внеэкономические причины экономического успеха «азиатских тигров» 36
4. Культ образования в восточноазиатском обществе ................................ 38
Стр.75
5. Особенности поведения молодого поколения населения дальневосточных
стран в современных условиях.......................................................... 40
6. Этническая составляющая экономического поведения бурят как части
монгольского суперэтноса ........................................................................... 40
Тема 8. Национальные особенности экономического поведения и
НТР.......................................................................................................................... 45
1. Индивидуализм и коллективизм................................................................ 45
2. Степень централизации власти.................................................................... 48
3. Целеустремленность и человеческие взаимоотношения........................ 50
4. Склонность к планированию, принятие или отказ от риска................. 52
5. Уровень развития конфуцианских ценностей........................................... 53
6. Модели процесса создания нового продукта в условиях многонациональных
компаний ................................................................................................. 56
Список тем сообщений и рефератов ................................................................ 60
Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Модели экономического
поведения»............................................................................................................. 61
Итоговый тест по дисциплине «Модели экономического поведения» . . . 62
Библиографический список............................................................................... 69
Стр.76