Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Голоса из пятой квартиры: хрестоматия детской речи (290,00 руб.)

0   0
АвторыМатонин Василий Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц207
ID348157
АннотацияХрестоматия отражает опыты детского словотворчества. Материал подобран с учетом основных принципов языковой деятельности ребенка в различные возрастные периоды.
Кому рекомендованоКнига адресована широкой аудитории - от специалистов до массового читателя. Может быть использована в спецкурсе по психолингвистике.
ISBN978-5-88086-528-2
Голоса из пятой квартиры: хрестоматия детской речи / В.Н. Матонин .— : [Б.и.], 2006 .— 207 с. — ISBN 978-5-88086-528-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/348157 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Василий Матонин ГОЛОСА из пятой квартиры Хрестоматия детской речи Архангельск Поморский университет 2006 УДК 811.161,1? <...> 3 ББК 81.002.3я73+74.102Л 2я73 М345 Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Л.Х. <...> Головенкина; кандидат педагогических наук, доцент Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования И.П. Панфилова с Печатается по решению редащионно-издательского Поморского университета Матонин, В. <...> М 345 Голоса из пятой квартиры: Хрестоматия детской речи / В.Н. Матонин; Поморский гос. ун-т им. <...> В этой книге систематизированы по возрастным периодам примеры детского, подросткового и юношеского словотворчества. <...> В этом доме живут сводные братья и сестры: Валя, Катя, Маша, Виталик, Александра, Коля. <...> 1 ДО ДВУХ ЛЕТ СЛОВА И СЛОВЕЧКИ Валя: «Шелевит» - шевелит. <...> Когда Коля что-нибудь активно отрицает, он говорит «НЕ ДАДА» [НЕ = (да + да) - B.M.J. <...> Подумала и начала стучать Мишей по зай- Зайку обижаю, мама. <...> ПЕСНИ Катя с мамой на даче идут встречать бабушку. <...> ПАПА, ДЕДА, БАБА Полуторагодовалый Илья лежит в больнице с мамой в инфекционном отделении, куда посетителей не пускают. <...> Илюша усваивает урок и называет яблоки - «папа», машинку - «деда», сок - «баба». <...> «Папа кремом после брения мне ручку помазал». <...> Валя - о машине с двумя боковыми зеркалами: -Мама, смотри! <...> МЕСТО ДЛЯ ШЕПЧИКА Валя легла спать и подвигается на край кровати. <...> А у сказочного леса - сказочная гора, а у сказочной горы - сказочный город. <...> - А у сказочного города - сказочные собаки с двумя головами. бегают. <...> «А Мурзик мне по взрослоте отцом должен быть». <...> ПОДСТАВЬ ПРАВУЮ - Тебя в левую или правую щечку по-целовать? <...> - Когда тебя целуют в левую щечку, подставь правую. <...> САША, ВИТАЛИК, МАША И ДРУГИЕ Саша <...>
Голоса_из_пятой_квартиры_хрестоматия_детской_речи.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Голоса_из_пятой_квартиры_хрестоматия_детской_речи.pdf
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Василий Матонин ГОЛОСА из пятой квартиры Хрестоматия детской речи Архангельск Поморский университет 2006
Стр.1
УДК 811.161,1?3 ББК 81.002.3я73+74.102Л 2я73 М345 Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Л.Х. Головенкина; кандидат педагогических наук, доцент Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования И.П. Панфилова с Печатается по решению редащионно-издательского Поморского университета Матонин, В.Н. М 345 Голоса из пятой квартиры: Хрестоматия детской речи / В.Н. Матонин; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет, 2006. - 206 с. - ISBN 5-88086-528-2. Хрестоматия отражает опыты детского словотворчества. Материал подобран с учетом основных принципов языковой деятельности ребенка в различные возрастные периоды. Книга адресована широкой аудитории - от специалистов до массового читателя. Может быть использована в спецкурсе по психолингвистике. УДК 811Л61.123 ББК 81.002.3я73+74.102.12я73 Издание подготовлено при поддержке центра технического обслуживания "СЦ Копия " ISBN 5-88086-528-2 © Матонин В.Н., 2006 © Виноградов А.В., оформление, 2006 © Поморский университет, 2006 совета
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Когда мы растем (Вместо предисловия) До двух лет От двух до трех лет. От четырех до пяти лет От шести до восьми лет. От девяти лет и старше 5 9 15 23 101 161
Стр.3
Стр.4
КОГДА МЫ РАСТЕМ (Вместо предисловия)
Стр.5
Дорогой читатель! В этой книге систематизированы по возрастным периодам примеры детского, подросткового и юношеского словотворчества. «Пятая квартира» - образ дома, в котором много детей и гостей, - «островок» среди житейского моря в поселке Соловецкий по адресу: Приморская, 20. В этом доме живут сводные братья и сестры: Валя, Катя, Маша, Виталик, Александра, Коля. Книга, составленная из диалогов, изречений, слов и словечек, была бы невозможна без дневниковых записей моей жены - Матониной Наталии Яковлевны. Понимание взрослыми особенностей детс! | кой речи «изнутри» (с точки зрения конкретного ребенка в данной ситуации) помогает решать проблемы воспитания и образования. В слове находят выражение смысл, намерение и потребность. В дошкольном возрасте дети наиболее часто и эффективно пользуются такими формами словотворчества, как словосложение, экономия языковых средств, употребление знакомых лексических форм для создания неологизмов на основе звукоподражания или знакомой функции известного предмета. Анализ синтаксиса и орфоэпии позволяет обнаружить в речи ребенка по мере его взросления процессы, аналогичные этапам становления русского языка в историческом времени, в частности - действие закона палатализации (смягчения заднеязычных согласных). В возрасте пяти-шести лет дошколь
Стр.6
никам свойственно формулировать мысли с помощью коротких фантастических рассказов, сказок или притч, в которых проявляются анимистическое и тотемистическое мироощущения, символическое восприятие действительности. Речь школьников характеризуют жаргонные высказывания, неправильное употребление терминов, подражание взрослым. Человеческая личность ни в чем так полно не реализует себя, как в слове. Слово, писал А.Ф. Лосев, - «вот синтез личности» и ее «выраженное самосознание» 1 . Нерасчлененность детского сознания, непосредственность самовыражения ребенка заставляют задуматься о сложной связи мысли и языка в процессе развития личности. Когда мы растем, мы - дети, и пока стремимся понять детей - мы растем. В. Матонин Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Полит.лит,1991.С168. 1
Стр.7
Стр.8
ДО ДВУХ ЛЕТ
Стр.9
СЛОВА И СЛОВЕЧКИ Валя: «Шелевит» - шевелит. «Петерь» - теперь. «Продавет» - продавец. «Шинье» - шитье. «Я твои бошеносы одела» - босоножки одела. Катя: «Бамбуки» - погремушки. «Хихарик» - сухарик. «Батулка» - бутылка. «Трак - так» - трактор. «Уляшка» - неваляшка. «Мамочка, ту тулет писать!» - Мамочка, на унитазе хочу писать! «Ягода красника» (по аналогии с «черникой» - В. М.). Увидела у дяди Коли сигарету во рту: «Соса!». ^ Первые Колины слова: «Га-га», когда кричал; «ги-ги», когда плакал. В первый месяц произнес «агу». В три - пытался повторять простые звуки. «Ку-ку» произносил как «ху-ху». Коля: «Гуль-гуль» - пошли гулять. «Сосенок» - поросенок. «Ав-ав» - собака. Когда Коля что-нибудь активно отрицает, он говорит «НЕ ДАДА» [НЕ = (да + да) - B.M.J. Маша: «Булька» - вода. «Папки» - папины тапки. Виталик: «Светлинка» - фонарь. «Кумиляка» (судя по интонации, ругательство. В.М.). Саша: «Гыгать» - шуметь. «Кока-вока» - ругательство. «Мапа»-родители. Илья: Про шапку: «Шапа». -
Стр.10