Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

0   0
АвторыВьюнова Ольга Владимировна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц59
ID346247
АннотацияЦель представленной магистерской диссертации - изучить основные направления формирования конфликтоустойчивости в коллективе сотрудников трудового коллектива.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ / О.В. Вьюнова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 59 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346247 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности Вьюнова Ольга Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ2-5-91 Направление подготовки: 37.04.02 Конфликтология Направленность (профиль): Прикладная конфликтология Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) психологии и безопасности жизнедеятельности кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна Иркутск 2016 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . <...> В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. рассматривается как конфликтное поведение. <...> Это есть следствие внутренних и внешних контрадикций между необходимостью в самоутверждении и вероятностью ее удовлетворения, между оценкой группы и самооценкой, между притязаниями группы и личностными убеждениями и установками, следовательно конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды. <...> Актуальность исследования заключается в том, что конфликтные взаимодействия в корпоративной сфере — это реально существующий факт, который нельзя отвергать и факт существующий не только в рамках социопрофессиональной категории работников, но <...>
ФОРМИРОВАНИЕ_КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ_В_ТРУДОВОМ_КОЛЛЕКТИВЕ.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
ФОРМИРОВАНИЕ_КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ_В_ТРУДОВОМ_КОЛЛЕКТИВЕ.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности Вьюнова Ольга Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ2-5-91 Направление подготовки: 37.04.02 Конфликтология Направленность (профиль): Прикладная конфликтология Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) психологии и безопасности жизнедеятельности кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ ................................ 6 1.1. Подходы к трактовке понятия конфликтоустойчивость ............... 6 1.2. Анализ характерных особенностей тренинговой работы ........... 13 1.3. Методические проблемы применения психологического тренинга .............................................................................................................. 21 Выводы по первой главе ........................................................................ 26 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ........ 28 2.1. Подходы к изучению проблемы конфликтов в организации ...... 28 2.2. Организация и проведение исследования ..................................... 35 Выводы по второй главе ........................................................................ 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................ 56
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Конфликт являет собой двухполярное явление проявляющееся в интенсификации сторон. Идея «многосубъектности» имманентного мира человека анализируется в трудах множества авторов, особенно тех, которые происходят из структурного построения личности. Определение конфликтоустойчивости, которая является одним из факторов, обуславливающих происхождение, динамику и заключительный результат роста конфликта, необходимо для осмысления психологических механизмов регуляции поведения личности. К тому же, этот вопрос является немаловажным для разрабатывания методологических основ психодиагностики, прогностики и корректирования межличностных конфликтов в гораздо более объемном контексте. Дефиниция конфликтоустойчивости обуславливается пониманием определения психики человека и, а именно, его поведения. В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. рассматривается как конфликтное поведение. Это есть следствие внутренних и внешних контрадикций между необходимостью в самоутверждении и вероятностью ее удовлетворения, между оценкой группы и самооценкой, между притязаниями группы и личностными убеждениями и установками, следовательно конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды. Актуальность исследования заключается в том, что конфликтные взаимодействия в корпоративной сфере — это реально существующий факт, который нельзя отвергать и факт существующий не только в рамках социопрофессиональной категории работников, но и выходит за ее пределы, поэтому так важно развивать конфликтоустойчивость в коллективах. Цель изучить основные направления формирования конфликтоустойчивости в коллективе сотрудников трудового коллектива. 
Стр.3
4 В основу нашего исследования положена гипотеза о том, тренинг является эффективным средством формирования конфликтоустойчивости в трудовом коллективе. Объектом исследования является уровень конфликтоустойчивости трудового коллектива Предметом является тренинг как технология формирования конфликтоустойчивости трудового коллектива. Цель реализуется в решении следующих задач: 1) устойчивость, тренинг; 2) рассмотреть сущность понятий конфликтность, конфликтопровести диагностику конфликтоустойчивости работников до и после проведения тренинга; 3) разработать тренинг развития конфликтоустойчивости Практическая значимость данной работы состоит в разработке тренинга формирования конфликтоустойчивости трудового коллектива. Апробация работы. Основные аспекты исследования были представлены в виде докладов и обсуждались на Неделях науки ИГЛУ и МГЛУ ЕАЛИ (2013-2014; 2014-2015). Информационная база исследования включала материалы публикаций в российской периодической печати, в электронных изданиях, учебные пособия по конфликтологии и психологии зарубежных и отечественных авторов. Исследование проводилось на базе ООО «Газпром добыча Иркутск». В исследовании принимали участие 25 (16 женщин и 9 мужчин) работников данного учреждения. Исследование проходило в три этапа, включающие в себя констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе проводилось тестирование, на формирующем  разработанный тренинг по формированию конфликтоустойчивости в коллективе, на контрольном этапе исследования  вновь тестирование при помощи тех же методик. Структура данной работы традиционна, она включает введение, две главы, заключение, список литературы из источников и приложения. В пер
Стр.4
5 вой главе освещается теоретическая база, большое внимание в ней уделяется раскрытию понятия конфликтоустойчивости, анализу характерных особенностей тренинговой работы и методическим проблемам применения психологического тренинга. Во второй главе рассматриваются подходы к изучению проблемы конфликтов в организации, а также описываются организация, проведение и результаты исследования. В текст магистерской работы включено 8 рисунков.
Стр.5
6 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТИ 1.1. Подходы к трактовке понятия конфликтоустойчивость Вопрос о психологических причинах происхождения конфликтов, позволяющий выявить мотивы конфликтного поведения, занимает значительной место в изучении конфликтного взаимодействия. Для лучшего осмысления конфликта и управления им необходимо точно определять суть понятия «конфликтность». Конфликтность — это черта характера, способствующая частоте возникновения конфликта и вступления в них человека [5]. В работе М.А. Разумовой конфликтность выражается как признак личности, которое выражается в необходимости поиска конфликтных ситуаций, характеризующее личность как неспособную признать мнение оппонента и выбрать плодотворное решение для избегания трансформации конфликтной ситуации в инцидент. Каждый человек отличается детерминированной степенью конфликтности, одновременно с этим степень конфликтности может увеличиться под натиском отрицательных обстоятельств. Изучение операционализации конфликтности сделало возможным нам выдвинуть на первый план те критерии — когнитивные, эффективные, рефлексивные, поведенческие, — по которым можно делать выводы о существовании конфликтности у личности и об особенностях ее проявления [4]. На когнитивном уровне присутствуют такие факторы, как искаженное восприятие ситуации, намерений других людей; неспособность выйти за пределы ситуации: недостаточный анализ ситуации, негативная оценка поведения оппонента. На аффективном уровне ярко выражены такие признаки, как отсутствие контроля над эмоциями, низкое или отсутствующее отсутствие контроля над своими эмоциями, низкое самообладание, нетерпимость к недостаткам. На рефлексивном уровне присутствуют такие факторы, как неадекватная самооценка, предубеждение по отношению к другим людям, от
Стр.6
7 сутствие критичности по отношению к своему поведению, пренебрежение последствиями своих поступков. На поведенческом уровне можно увидеть негибкость поведения при достижении целей, импульсивность, агрессивность, доминантность и давление на оппонента, неумение планировать и корректировать свое поведение [5]. Конфликтность это сложное, многоуровневое образование обусловленное разноуровневыми свойствами кумулятивной индивидуальности. Отмечается, что структура кумулятивной индивидуальности неконфликтных людей более гармонична и направлена в основном на интраиндивидуальный уровень (внутренняя конфликтность), а структура кумулятивной индивидуальности конфликтных людей в основном направлена на социальный уровень и олицетворяет собой поведенческую конфликтность. В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок [4]. Компоненты конфликтности имеют следующий вид: а) эмоциональный компонент (это состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своими эмоциями в предконфликтных и конфликтных ситуациях); б) волевой компонент (это неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю); в) познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию); г) мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не идут на благо адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);
Стр.7
8 д) психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой) [6]. Соглашаясь с авторами, которые указаны выше, что конфликтность является чертой личности, первичными факторами которой выступают природные задатки и социальный опыт, можно допустить, что существует три вида психологических определителей конфликтности: а) бенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, а также процессов возбуждения и торможения); б) психологические определители. Иначе говоря особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера); в) определители, которые связанны с психофизиологическими ососоциальные определители или факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия «конфликтность» эти определители включают социальный опыт: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), возможно, тип учебного заведения [9]. Представленные выше психологические определения в разной степени детерминируют конфликтность. Знание факторов конфликтности важно для усовершенствования у людей навыков сообразной самооценки, для корректировки личного поведения в отношениях с людьми вырабатывание навыков анализа обстоятельств межличностного взаимодействия; и для трансформации конфликтности в конфликтоустойчивость посредством активных методов обучения. До сих пор исследование психологической устойчивости человека сложных ситуациях представляло интерес преимущественно для представителей военной психологии и инженерной. Только в последние годы возникают работы, посвященные вопросам психологической устойчивости личности в ситуациях социального взаимодействия [4].
Стр.8
9 Психологическая устойчивость — это свойство личности, которая состоит в поддержке оптимального функционирования психики в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Психологическая устойчивость не обозначается как врожденное свойство личности, а вырабатывается во время ее развития и зависит от типа нервной системы человека, опыта человека, его профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, а так же уровня усовершенствования главных познавательных структур личности [12]. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный и психомоторный. Некоторые ученые полагают, что ведущим компонентом является познавательный компонент. Зачастую эмоциональный и волевой компоненты описывают как эмоционально-волевую устойчивость и полагают, что она является ведущей (А. Столяренко, М. Дьяченко, Н. Феденко, В. Власов, П. Корчемный). В других исследованиях ведущим компонентом психологической устойчивости признают мотивационный компонент. Несмотря на расхождение точек зрения касательно иерархии компонентов, большинство авторов согласны, что психологическая устойчивость — это не просто их общее число, а совокупное образование [13]. Сумма, которая составляет структурные компоненты психологической устойчивости у конкретного человека не может быть одинаковой. Нельзя быть устойчивым ко всему, т.е. психологическая устойчивость — это не устойчивость вообще. Индекс устойчивости является не постоянность сама по себе, а изменчивость, Вариативность расценивается как скорость приспособляемости к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности, гибкость, высокий уровень мобильности психики при переходе от задачи к задаче [22]. Конфликтоустойчивость личности это своеобразное проявление психологической устойчивости. Конфликтоустойчивость  это специфическое проявление психологической устойчивости, возможность человека опти
Стр.9
10 мально сформировать свое поведение в сложных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно разрешать возникающие трудности в отношениях с другими людьми. Высокий уровень конфликтоустойчивости подразумевает концентрацию усилий на конструктивных действиях во время конфликта. Как вид психологической устойчивости конфликтоустойчивость обладает собственным строением, которое включает эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты [4]. Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости показывает эмоциональное положение личности в обстоятельствах взаимодействия, степень и характер возбудимости психики и ее влияние на благополучие общения в затруднительной ситуации. Также этот компонент содержится в навыке контроля своими эмоциями в предконфликтных и конфликтных ситуациях, не впадать в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем, умении беспрепятственно показывать свои эмоции без использования оскорблений в адрес оппонента [5]. Волевой компонент конфликтоустойчивости расценивается как умение личности сознательно мобилизовать силы в соотношении с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлении собой, своим поведением и психическим состоянием. Собственно волевой компонент дает возможность контролировать свое эмоциональное возбуждение в конфликте. В основном волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужой точке зрения, несогласностью с другими людьми, самообладание и самоконтроль. Познавательный компонент понимается как неизменность функционирования познавательных процессов личности, неподверженность подстрекательским поступкам оппонента. Он включает такие факторы, как: навык определения начало предконфликтной ситуации; изучение поводов начала конфликтной ситуации; навык сведения к минимуму искривление перцепции конфликтной ситуации и личности оппонента. А также собственного поведения; способность давать объ
Стр.10