Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экспертно-аналитическая деятельность администрации дошкольной образовательной организации как средство управления качеством повышения квалификации педагогов

0   0
АвторыСапронова Елена Владимировна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц144
ID346246
АннотацияПредставленная магистерская диссертация направлена на достижение цели обосновать и разработать методические рекомендации по организации экспертно-аналитической деятельности администрации ДОО, обусловливающую эффективное управление качеством повышения квалификации педагогов на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Экспертно-аналитическая деятельность администрации дошкольной образовательной организации как средство управления качеством повышения квалификации педагогов / Е.В. Сапронова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 144 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346246 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогика и лингводидактики Сапронова Елена Владимировна Экспертно-аналитическая деятельность администрации дошкольной образовательной организации как средство управления качеством повышения квалификации педагогов Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: Чупрова Ольга Федоровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 Содержание Введение…………………………………………………………………………. <...> Теоретические основы управления качеством повышения квалификации педагогов в процессе экспертно-аналитической деятельности (ЭАД) администрации образовательной организации…………………. <...> Сущность термина «повышение квалификации педагогов» в педагогической науке……………………………………………………. <...> Функции ЭАД администрации образовательной организации при управлении качеством повышения квалификации педагогов ………. <...> Экспертный этап ЭАД администрации МБДОУ № 94 при управлении качеством повышения квалификации педагогов……………………………. <...> Контрольно-оценочный и аналитико-корректировочный этапы ЭАД администрации МБДОУ № 94 при управлении качеством повышения квалификации педагогов………………………………………………… <...>
Экспертно-аналитическая_деятельность_администрации__дошкольной_образовательной_организации_как_средство_управления__качеством_повышения_квалификации_педагогов_.pdf
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогика и лингводидактики Сапронова Елена Владимировна Экспертно-аналитическая деятельность администрации дошкольной образовательной организации как средство управления качеством повышения квалификации педагогов Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: Чупрова Ольга Федоровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы управления качеством повышения квалификации педагогов в процессе экспертно-аналитической деятельности (ЭАД) администрации образовательной организации…………………...........14 1.1. Сущность термина «повышение квалификации педагогов» в педагогической науке…………………………………………………….14 1.2. Управление качеством повышения квалификации педагогов как проблема педагогической теории ………………………………………21 1.3. Функции ЭАД администрации образовательной организации при управлении качеством повышения квалификации педагогов ………..51 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….70 Глава 2. Организация экспертно-аналитической деятельности администрации образовательного учреждения при управлении качеством повышения квалификации педагогов (на примере МБДОУ № 94 г.Ангарска)…………...76 2.1. Экспертный этап ЭАД администрации МБДОУ № 94 при управлении качеством повышения квалификации педагогов…………………………….. 76 2.2. Контрольно-оценочный и аналитико-корректировочный этапы ЭАД администрации МБДОУ № 94 при управлении качеством повышения квалификации педагогов………………………………………………………...90 Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....98 Заключение ……………………………………………………………………..100 Список использованной литературы………………………………………….104 Приложение……………………………………………………………………..116
Стр.2
3 Введение Качество образования - один из важных показателей здоровья общества. Сегодня, на этапе реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.) и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования», далее ФГОС ДО), российское общество особенно нуждается в грамотных, физически, морально и духовно развитых гражданах. Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает остроактуальной проблему поиска эффективных механизмов управления им на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольной организации [80;38]. Роль системы дошкольного образования в деле развития и воспитания подрастающего поколения велика. Именно дошкольная организация, которой определена уникальность дошкольного детства - даёт старт развитию личности ребёнка. Л.И.Фалюшина отметила, что именно от того, как ребёнок развивается в детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни [80]. Качество образования связано с общими ориентирами процесса совершенствования системы образования на федеральном, региональном, муниципальном, институционном уровне и находит отражение в ряде документов, регламентирующих и концептуально обосновывающих деятельность образовательных учреждений [80;21;58;46]: «Национальная доктрина образования», Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральные государственные образовательные стандарты», Государственная Программа РФ «Развитие образования» до 2020 года, «Наша Новая школа» (Указ президента РФ Пр. № 271 от 04.02.2010 г.) и др. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., качество образования трактуется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
Стр.3
4 выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [79]. Комплексность в данном случае заключается в оценивании внутренних и внешних проявлений качества условий, качества процесса и качества результата [58]. В настоящее время, разработан и принят государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования, в котором представлена, какова должна быть минимальная степень достижения планируемых результатов образовательной программы в дошкольной образовательной организации. Важным в рамках нашего исследования является требования к условиям, обеспечивающим необходимое качество, и одним из приоритетных является: психолого - педагогические условия профессионального развития педагогических и руководящих работников, осуществляющих реализацию Программы дошкольной образовательной организации (далее ДОО), что определяет необходимость повышения профессионально - педагогической квалификации педагогов [52]. Для качественной реализации Программы образовательной квалификация педагогических и учебно-вспомогательных организации работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, характеристики специалистов и служащих, раздел должностей работников «Квалификационные образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями внесёнными 6
Стр.4
5 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.), в котором заявлено, что Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей - в процессе реализации ФГОС [79]. К компетенциям, квалификационным характеристикам относят системное творческое мышление, информационную, коммуникативную культуру, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, педагогической рефлексии, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость [2;9] и др. Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых – управленцев, как Т.И.Шамова, Г.Н.Сериков, И.О.Котляерова, А.И. Пискунов и другие. В своих работах они рекомендовали повышать квалификацию педагогов ДОО через обеспечение личностно-ориентированной стратегии, индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности, и выявление, систематизацию и распространение передового педагогического опыта [83;69;59]. В настоящее время повышение квалификации педагогов в ДОО - осуществляется посредством: - учебы в вузах, колледжах; - курсов повышения квалификации в Институте повышения квалификации работников образования, Институте развития образования,
Стр.5
6 - обучения в ресурсных центрах при профессиональных образовательных организациях, - методических объединениях города, - методических объединениях ДОО, - самообразования [67; 2; 71]. Существующая, в настоящее время система повышения квалификации не совершенна: её формы слабо ориентированы на конкретный профессиональный уровень, интересы, потребности каждого педагога, имеют узкую направленность и результативность, поэтому требуется её модернизация [67; 38; 2]. Средством модернизации данной системы на уровне ДОО – по нашему мнению, является экспертно - аналитическая деятельность (далее ЭАД) администрации конкретной образовательной организации. Её значимость существенно возросла в последние годы. Это связано с теми изменениями, которые произошли в системе образования. Разрушение её единообразия, появление разноуровневого образования, вариативных образовательных программ и технологий, государственных стандартов образования, а также расширение финансовой самостоятельности образовательных учреждений и развитие новых экономических отношений в сфере образования потребовали принципиально иного уровня управления. Исследования по экспертной системе оценки качества педагогической подготовки проводили М.А. Смирнова, А.И. Субетто, Н.А. Селезнева, В.К. Коломиец, О.Ф. Чупрова, Г.Г. Азгальдов, Б.П.Битинас, Л.Г.Евланов, Н.А.Китаев, В.А.Кутузов, А.И.Субетто, В.В.Чередниченко, B.C. Черепанов и др., но большинство из них исследуют деятельность учителя, преподавателя высшей школы, директора школы, но не педагога дошкольного образования и руководителя ДОО[81;36; 82]. Отдельно в научных трудах рассматривается проблема аналитической деятельности педагога: технология анализа педагогического процесса
Стр.6
7 (Ю.А Конаржевский), контрольно-аналитическая деятельность руководителя (Ю.М. Тулинцев), проблемно-ориентированный анализ педагогической деятельности (Л.В.Алферова), анализ эффективности педагогической деятельности (М.А. Пинакис), информационно-аналитический метод оценки освоения знаний (Н.О.Вербицкая), управление аналитической деятельностью педагогического коллектива (Т.В.Абрамова) и др. Необходимо отметить, что в большинстве исследований данная проблема касается деятельности руководителей общеобразовательных учреждений и учителей; не нашли должного освещения вопросы, связанные с исследованием аналитической деятельности педагога дошкольного образования и руководителя ДОО [81]. Особенности экспертной деятельности руководителя дошкольного раскрыли в своём пособии «Экспертные оценки в учреждения - образовании», М.В. Крулехт и И.В. Тельнюк доктора педагогических и психологических наук. Они определили понятия экспертной оценки в образовании и экспертном методе, разработали алгоритм определения критериев экспертной оценки [15]. В рамках своего исследования - мы объединили такие понятия, как экспертиза и аналитическая деятельность и рассматриваем экспертноаналитическую деятельность руководителя ДОО как целостный процесс и в тоже время как средство управления ДОО. Собственно, понятие ЭАД в образовании введено О.Ф.Чупровой в отношении деятельности преподавателя вуза. Но потенциал данной деятельности шире и может быть использован на другом уровне образования, в том числе в управленческой деятельности администрации ДОО по модернизации повышения квалификации педагогов. Потенциал заключается в возможности организовать данное повышение согласно экспертноаналитически обоснованным решениям, с учётом индивидуальных и групповых запросов, с использованием внутренних ресурсов ДОО.
Стр.7
8 Практическая актуальность исследования путей модернизации повышения квалификации педагогов, подтверждается не достаточно четкой выстроенной системой данного повышения со стороны администрации ДОО. Так, по данным нашего опроса руководителей и педагогов дошкольных организаций Иркутской области в 2015 г.- нами были получены следующие результаты: 50% руководителей ОО повышают квалификацию педагогов через методические формы работы внутри ОО (семинары, педсовещания, взаимопосещения, показ открытых мероприятий и др.); 15% руководителей – через институты повышения квалификации, педагогические институты; 15% руководителей через различные обучающие центры при управлении (департаменте) образования; 10%- через самообразование; 10%-через участие в различных конкурсах. И только 5%- через работу педагогов в различных экспертных группах, комиссиях. Только у 20% руководителей имеется Программа развития ОО, куда включён краткий план модернизации повышения квалификации педагогов и лишь у 10%- он разработан как отдельная программа. Проанализировав всю организацию повышения квалификации внутри нашей дошкольной организации и результатов анкетирования педагогов - выявили такие негативные явления как: -отсутствие критериев оценки качества деятельности педагогов; -эпизодичность повышения квалификации педагогов из-за их дороговизны и вообще платной основы; -отсутствие опережающего характера обучения различных категорий педагогических работников; -отсутствие мотивации в повышении уровня квалификации, аттестации, профессиональное выгорание педагогов;
Стр.8
9 -территориальная отдалённость от Института развития Образования и другие. Анализ реального положения дел (наблюдение, анкетирование педагогов ДОО и др.) свидетельствует о том, что для современного педагога аналитическая деятельность не является основополагающей для принятия корректирующих рекомендаций с целью повышения эффективности педагогического процесса и уровня квалификации, многие из них не видят надобности в педагогической экспертизе, если это не относится к их собственной аттестации или аккредитации организации, и если, используемые формы и методы повышения профессионализма расходятся с их интересами [81]. Это подтверждают результаты, проведённого нами, опроса руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций Иркутской области. Так из 108 опрошенных руководителей и заместителей руководителей, выявили осознание значимости педагогического анализа для эффективности повышения квалификации педагогов 97%, экспертизы  30%; считают, что современному руководителю необходимо постоянно анализировать и оценивать информацию о состоянии педагогического процесса в целом по ДОО- 98%. Однако при этом испытывают желание организовывать экспертизу и анализ собранных данных 55%; основывают свою профессиональную деятельность на аналитических данных 58% административных работников; используют методы педагогической экспертизы в своей управленческой деятельности  52%, обучают основам экспертно-аналитической деятельности педагогов − 15 %. Как мы видим, 70 % руководителей и заместителей руководителей не осознают важности экспертно-аналитической деятельности как средства управления повышением квалификации педагогов, хотя в своей работе используют различные методы педагогической экспертизы [81]; 85% административных работников практически не обучают своих педагогов ЭАД, объясняя это отсутствием чёткого механизма данной деятельности,
Стр.9
10 критериев оценки. Как показывает практика, в теоретической подготовке и переподготовке педагогов дошкольного образования существуют следующие проблемы: - недостаточный уровень профессионализма педагогов ДОО; - отсутствие современных программ повышения квалификации педагогов ДОО, учитывающих их уровень индивидуального профессионального развития; - невозможность обеспечить полный охват педагогов по актуальным для них направлениям в рамках повышения квалификации 1 раз в 3 года [35;38]. Таким образом, анализ изученной литературы, государственных документов и изученного педагогического опыта позволяет выявить ещё несколько противоречий:  между современными требованиями, предъявляемыми обществом и государством к профессионализму педагогов и отсутствием современных программ повышения качества их профессионализма, основанных на индивидуально-дифференцированном подходе;  имеющимися в теории науки основами управления качеством образования и недостаточным владением современными механизмами оптимизации процессов управления на уровне администрации образовательной организации;  между необходимостью управления повышением квалификации педагогов ДОО в процессе ЭАД администрации с учётом их индивидуальных профессиональных интересов и отсутствием результатов деятельности данного процесса. Поиск путей разрешения данных противоречий составляет проблему нашего исследования. Тема нашего исследования: Экспертно-аналитическая деятельность администрации дошкольной образовательной организации как средство управления качеством повышения квалификации педагогов ДОО.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ