Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации

0   0
АвторыБирюкова Наталья Валерьевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц132
ID346194
АннотацияЦель представленной магистерской диссертации состоит в том, чтобы теоретически обосновать, разработать и частично апробировать программу управленческого сопровождения процесса профессионального развития педагогов ДОО.
Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации / Н.В. Бирюкова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 132 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346194 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Бирюкова Наталья Валерьевна Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1 - 5 - 96 Направление подготовки: 44.04.01. <...> Теоретико-методологическое обоснование управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации…………………………………………………………………………. <...> Специфика процесса профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации…………………………………. <...> Практика решения управленческих задач по профессиональному развитию педагогов в МБДОУ «Детский сад № 40» г. УсольеСибирское……………………………………………………………………. <...> Реализация модели управления профессиональным развитием педагогов МБДОУ «Детский сад № 40» г. Усолье-Сибирское …………… 53 2.2. <...> Достижение поставленной цели невозможно без развития кадрового потенциала педагогических работников, которые «обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям» [1]. <...> С принятием в 2012 г. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование включено в систему образования, относится к первому уровню общего образования (ст. <...> Необходимость развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования и создание критериев объективной оценки профессиональной деятельности педагога нашли отражение и в других нормативно-правовых документах: - Единый квалификационный справочник должностей руководителей <...>
Управление_профессиональным_развитием__педагогов_дошкольной_образовательной_организации.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Бирюкова Наталья Валерьевна Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1 - 5 - 96 Направление подготовки: 44.04.01. Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: Шумовская Альфия Гамировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики __________ «______» _________________ 2016 г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики __________ «______» _________________ 2016 г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики __________ «______» _________________ 2016 г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………... 3 Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации………………………………………………………………………….. 11 1.1. Сущность понятия «профессиональное развитие педагога»……….. 11 1.2. Специфика процесса профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации………………………………….. 27 1.3. Модель управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации………………………………….. 41 Выводы по главе 1………………………………………………………….. 51 Глава 2. Практика решения управленческих задач по профессиональному развитию педагогов в МБДОУ «Детский сад № 40» г. УсольеСибирское……………………………………………………………………. 53 2.1. Реализация модели управления профессиональным развитием педагогов МБДОУ «Детский сад № 40» г. Усолье-Сибирское …………… 53 2.2. Анализ результатов внедрения модели управления профессиональным развитием педагогов МБДОУ «Детский сад № 40» г. УсольеСибирское …………………………………………………………………… 74 Выводы по главе 2………………………………………………………….. 97 Заключение …………………………………………………………….......... 100 Библиографический список…………………………………….................... 105 Приложение…………………………………………………………………. 113
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональным качествам педагога, ведь от его мастерства и опыта зависит то, насколько полноценным будет развитие воспитанника и, значит, будущее страны. Постоянно развивающаяся и меняющаяся социальная среда, безусловно, оказывает влияние на образование. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде. Проблема качества педагогических кадров рассматривается как приоритетная в документах, отражающих государственную политику в сфере образования: - Российской Федерации»; - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; - Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». В данных документах подчеркивается, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Достижение поставленной цели невозможно без развития кадрового потенциала педагогических работников, которые «обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям» [1]. В част
Стр.3
4 ности, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» предусматривает «обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию» [3]. С принятием в 2012 г. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование включено в систему образования, относится к первому уровню общего образования (ст. 10, п.4) и наряду со следующими уровнями общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее) отвечает на многие вызовы времени. Главной характеристикой современного этапа развития дошкольного образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который ориентирован на введение системных инноваций в сфере дошкольного образования. Успешность инновационного развития во многом зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров, что, в свою очередь требует пересмотра взглядов на профессиональный и личностный рост взрослых в педагогическом творчестве. По словам А.Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по созданию ФГОС ДО, «принятие стандарта приведет к еще более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню» [13]. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на Первом Всероссийском съезде работников дошкольного образования в сентябре 2013 года заявил, что наряду с обеспечением доступности дошкольного образования «также важно повысить качество подготовки педагогов за счет овладения новыми технологиями, внедрения инновационных программ. Чем младше ребенок, тем лучше должна быть квалификация работников» [30]. Отметим, что содержание ФГОС ДО в числе требований к условиям
Стр.4
5 реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает требования к кадрам. Необходимость развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования и создание критериев объективной оценки профессиональной деятельности педагога нашли отражение и в других нормативно-правовых документах: - Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26.08.2010 г. № 761н); - Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н; - должностные инструкции педагогических работников. Постоянное развитие системы образования, отражающее реализацию новых социальных запросов общества к данной области, актуализирует рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов, которое не сводится лишь к совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется еще и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. Оценка кадрового потенциала ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО констатирует существование риска неготовности педагогов и руководителей к введению новых требований. По результатам Рейтингов-2013 муниципальных детских садов, представленных в рамках Первого Всероссийского съезда работников дошкольного образования (сентябрь 2013 г.), в которые вошли 3536 учреждений 16 регионов России, были выявлены серьезные проблемы кадрового обеспечения: - недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами (92%);
Стр.5
6 - - старение и феминизация педагогических кадров; недостаточный образовательный уровень педагогов (87% педагогов имеют специальное педагогическое образование); - шую категорию, 38% первую категорию); - низкий уровень квалификации педагогов (14% педагогов имеют выснежелание педагогов проходить обучение на курсах повышения квалификации (51 % педагогических работников ДОУ прошли повышение квалификации за последние несколько лет); - отсутствие молодых специалистов ввиду непрестижности профессии, низкой заработной платы, отмены льгот (предоставление ведомственного жилья, гарантия устройства ребенка в детский сад, предоставление субсидии на оплату коммунальных платежей и т.п.). В качестве главных проблем современного педагога Н.В. Козлова и Е.Н. Вержицкая выделяют следующие: отсутствие позитивного отношения к нововведениям, психологической готовности к профессиональной деятельности в новых экономических условиях, субъективность позиции в активном управлении профессиональным развитием [35, с. 178]. Все вышеперечисленные проблемы негативно влияют на профессиональную подготовку педагогов дошкольных организаций к внедрению ФГОС ДО. Актуальность проблемы профессионального развития педагога заключается в том, что без ее решения становится невозможным обеспечение высокого качества образования. Необходимость ее решения особенно очевидна в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации, а также введения ФГОС ДО. Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его субъектное отношение к процессу профессионального развития. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. В связи с этим возникает необходимость
Стр.6
7 управленческого сопровождения профессионального развития педагогов с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к уровню квалификации каждого участника, а также создания условий для понимания ими сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включения педагогов в личностно значимый процесс профессионального развития. Изучению проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированных педагогических кадров и совершенствованием профессионального мастерства, посвящены фундаментальные и прикладные исследования следующих авторов: - работы российских ученых, авторов идей государственной политики в сфере образования, создателей профессионального стандарта «Педагог», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (О.Н. Смолин. Э.Д. Днепров, B.C. Лазарев, Е.А. Ямбург, А.Г. Каспржак, И.А. Бурлакова, А.Г. Асмолов, О.А. Скоролупова и др.); - разработки концепций непрерывности образования, образования взрослых, постдипломного педагогического образования (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.Л. Фрумина, И.Ю. Алексашина, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, В.Ю. Кричевский, Ю.И. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, В.Г. Онушкин, Е.П. Тонконогая, Г.С. Сухобская, Т.В. Щадрина и др.); - исследования проблем профессионального педагогического образования и совершенствования профессионального мастерства педагогов (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, И.Ф. Исаев, Т.В. Кудрявцев, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Левина, A.M. Матюшкин, В.Н. Никитенко, Л.С. Подымова, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина и др.), организации работы по самообразованию педагогов (А.С. Макаренко, Л.П. Вишневская, Г.Н. Сериков, С.В. Юдакова, О.Л. Шабалина, С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская, Ю.Е. Шабалин и др.); - исследования личностно-профессионального саморазвития педагогов
Стр.7
8 (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, П.И. Третьяков, М.М. Поташник, А.А. Ушаков, А.А. Деркач, О.С. Анисимов, А.К. Маркова, И.Б. Сенновский, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова, Н.В. Панова, С.С. Амирова, Л.В. Блинов, В.А. Кан-Калик, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Н.В. Кузьмина и др.). Анализ современных требований к подготовке компетентного педагога дошкольного образования, а также анализ результатов социологических исследований, кадрового мониторинга по данному направлению позволяют выявить следующие противоречия: - социально-педагогические: между общественной потребностью в высококвалифицированных кадрах дошкольного образования и общей тенденцией снижения кадрового потенциала в данной сфере; - научно-теоретические: между возросшими требованиями к современному педагогу в связи с введением ФГОС ДО и недостаточной ориентацией содержания системы повышения квалификации на персонифицированные потребности отдельной дошкольной организации и личности педагога; - научно–методические: между необходимостью управления созданием целостной системы профессионального развития педагогов дошкольной организации в условиях введения и реализации ФГОС ДО и отсутствием достаточного уровня управленческой компетентности руководителей в организации данного вида деятельности. Анализ актуальности темы и выявленных противоречий позволил нам сформулировать проблему исследования: каким должно быть содержание, формы и технологии развития профессиональной компетентности воспитателей, чтобы соответствовать запросам современного дошкольного образования и современным требованиям, предъявляемым к профессиональному развитию педагога в условиях введения и реализации ФГОС ДО. В рамках решения данной проблемы была определена тема нашего исследования «Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации».
Стр.8
9 Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать, разработать и частично апробировать программу управленческого сопровождения процесса профессионального развития педагогов ДОО. Объектом исследования является процесс управления ДОО. Предметом исследования является управление профессиональным развитием педагогов ДОО. Задачи: 1. Рассмотреть методологическое обоснование сущности понятия «профессиональное развитие педагога». 2. Выявить специфику профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов ДОО. 3. Теоретически обосновать модель управления профессиональным развитием педагогов ДОО. 4. Разработать и частично апробировать программу управленческого сопровождения процесса профессионального развития педагогов ДОО. 5. Проанализировать результаты внедрения модели управления профессиональным развитием педагогов МБДОУ «Детский сад № 40» г.УсольеСибирское. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: - анализ научно-педагогической, социально-управленческой литературы, государственных нормативно-правовых документов; - изучение опыта деятельности образовательных учреждений, посвященного проблеме организации профессионального развития педагогов; - дагогов ДОО; - - - анализ воспитательно-образовательного процесса в ДОО; наблюдение за деятельностью педагогов ДОО; беседа, тестирование и анкетирование педагогов ДОО; моделирование процесса управления профессиональным развитием пе
Стр.9
10 - - - статистическая обработка диагностических материалов; обобщение полученных данных. Теоретико-методологической основой исследования являются: личностно ориентированный подход, основанный на изучении характерных особенностей деятельности и личности педагога, феноменологии педагогического труда (А.А. Бодалев, С.Г. Вершловский, В.А. Кан-Калик, И. А. Зимняя, Г.А. Ковалев, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.); - деятельностный подход, раскрывающий влияние педагогической деятельности на формирование профессионально значимых качеств личности специалиста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, Ш.А. Амонашвили, Н.В. Кузьмина, В.И. Андреев, А.С. Белкин, А.Г. Гостев, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Б.М. Теплов и др.); - вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольной образовательной организации, включающий дидактические основы, принципы отбора содержания, форм методов подготовки и повышения квалификации (О.С. Газман, Л.Н. Захарова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова, А.А. Майер, Н.В. Микляева, Л.И. Лукина и др.). Значимость исследования: - научная значимость заключается в уточнении специфики процесса профессионального развития педагогов дошкольного образования; - теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании и разработке модели управления профессиональным развитием педагогов ДОО, в частности, в выделении функций и содержания управленческого воздействия; - практическую значимость составляет разработка и частичная апробация проекта «Ступени мастерства» (программы профессионального развития педагогов ДОО). Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.