Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной организации

0   0
АвторыУльянова Светлана Юрьевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц146
ID346191
АннотацияПредставленная магистерская диссертация направлена на достижение цели научно обосновать, разработать и частично апробировать модель инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной образовательной организации.
Управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной организации / С.Ю. Ульянова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 146 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346191 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Ульянова Светлана Юрьевна Управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной организации Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки / специальность: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность (профиль): Управление образовательными системами Научный руководитель: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………. <...> Сущностная характеристика понятий «инклюзивная образовательная среда» дошкольной образовательной организации. <...> Управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды МКДОУ № 13 г. Нижнеудинска 2.1. <...> Структурно-функциональная характеристика модели инклюзивной образовательной среды МКДОУ № 13 г. Нижнеудинска . <...> Апробация модели инклюзивной образовательной среды МКДОУ № 13 г. Нижнеудинска . <...> Критерии, показатели, уровни сформированности модели инклюзивной образовательной среды в условиях ДОО . <...> 140 3 ВВЕДЕНИЕ Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе и особым образовательным потребностям. <...> Инклюзивное образование является средством реализации концепции нормализации <...>
Управление_процессом_создания_модели_инклюзивной_образовательной_среды_в_современной_дошкольной_организации.pdf
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Ульянова Светлана Юрьевна Управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной организации Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки / специальность: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность (профиль): Управление образовательными системами Научный руководитель: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……….………………………………………………………………... 3 Глава 1. Научно-теоретическое обоснование моделирования инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной образовательной организации 1.1. Сущностная характеристика понятий «инклюзивная образовательная среда» дошкольной образовательной организации.……………………………… 18 1.2. Научно-методологические подходы и принципы инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной образовательной организации ............................................................................................................ 36 Выводы по главе 1 .............................................................................................. 55 Глава 2. Управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды МКДОУ № 13 г. Нижнеудинска 2.1. Структурно-функциональная характеристика модели инклюзивной образовательной среды МКДОУ № 13 г. Нижнеудинска ....................... 58 2.2. Апробация модели инклюзивной образовательной среды МКДОУ № 13 г. Нижнеудинска ........................................................................................ 90 Выводы по главе 2 .............................................................................................. Заключение ......................................................................................................... Библиографический список .............................................................................. Приложение 1. Критерии, показатели, уровни сформированности модели инклюзивной образовательной среды в условиях ДОО .......................... 117 119 122 129 Приложение 2. Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)....... 133 Приложение 3. Диагностическая карта трудностей, возникающих у детей при освоении Программы …………………………………………….. 137 Приложение 4. Примерный индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста………………… ......... 140
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе и особым образовательным потребностям. Введение инклюзивного образования рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства. На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации. Практика инклюзии стала возможной благодаря распространению в обществе идей и принципов нормализации. Концепция нормализации была сформулирована в Европе в 1960-х годах, согласно ее идеям, каждый человек ценен, независимо от того, какой он и каких успехов может достигнуть; все люди имеют право на достойное человеческое существование; общество должно создать такие возможности для всех. Инклюзивное образование является средством реализации концепции нормализации. Реализации права каждого ребенка на образование закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989). Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Конвенция о правах инвалидов (2006) впервые рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными
Стр.3
4 возможностями здоровья. В статье 24 Конвенции говорится, что «государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования». Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Так, возможность реализации инклюзивного подхода заложенав задачах Национальной доктрины образования до 2025 года (2000). Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008), «стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Эта стратегическая линия связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы доступность качественного образования и успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), представленной Д. А. Медведевым, инклюзивному подходу в образовании отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».
Стр.4
5 В статьях 5, 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012) определены право для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и правила организации получения образования такими обучающимися. В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (2012) подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям, говорится о необходимости разрабатывать и внедрять разные формы работы с такими детьми, которые позволят преодолевать их социальную исключенность и будут способствовать реабилитации и полноценной интеграции в общество. Стратегия также предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование). В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования. Ряд мероприятий по модернизации дошкольного образования направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов. Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОО – обеспечение прав граждан на получение современного дошкольного образования, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013) также призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей «для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
Стр.5
6 Реалии сегодняшнего дня показывают, что неуклонно растет число детей, имеющих проблемы развития. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Министерства здравоохранения и социального развития РФ отмечают, что 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов лишь менее половины. Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические и иные особенности, включены в общую систему образования – они воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовых образовательных учреждениях, где учитываются их особые образовательные потребности. Особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит собственно образовательной среде, в широком смысле слова. Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивает процессы гуманизации образования, является природосообразной возможностям ребенка, создает условия, максимально благоприятствующие саморазвитию каждого ребенка. Учитывая важность изложенной проблемы, многие вопросы получили отражение в работах различных авторов, в частности, организация образовательной среды в общеобразовательном учреждении (Ш. А. Амонашвили, Н. П. Аникеева, И. Б. Богданов, А. А. Бодалев, И. Я. Лернер, Л. В. Мардахаев, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург и др.); управление педагогическими системами (В. И. Зверева, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.); концептуальные технологические подходы к управлению образовательной средой адаптивной общеобразовательной школы (П. И. Третьяковым, Т. И. Шамовой, Е. А. Ямбургом); вопросы инклюзивного образования (С. В. Алехина,
Стр.6
7 И. В. Вачков, В. К. Зарецкий, И. А. Корепанова, Д. А. Леонтьев, Н. М. Назарова, В. В. Рубцов, Н. Я. Семаго, А. В. Суворов и др.). Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов»), принадлежит Л. С. Выготскому, который еще в 30-ые годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта. Л. С. Выготский писал: «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка – в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе». Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного (инклюзивного) обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и CШA и начинает все активнее воплощаться в России. Зарождение идей инклюзивного образования в России просматривается в Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (2001), разработанной в Институте коррекционной педагогики РАО. Российскими учеными Института проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психолого-педагогическом университете ведутся прикладные научные исследования в области инклюзивной образовательной практики. Психологами и педагогами доказано, что отношения и взаимодействие здоровых
Стр.7
8 детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инклюзивного образования (С. В. Алехина, Л. Н. Давыдова, Ю. М. Забродин, Э. И. Леонгард, Д. М. Маллаев, Н. Н. Малофеев. Н. Н. Назарова, Л. М. Шипицына, Н. Д. Шматко). Вместе с тем, ряд важных вопросов остается открытым. Не смотря на то, что основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей с ОВЗ, уже разработаны многие нормативные акты, содержащие механизм обеспечения инклюзивного образования, предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с инвалидностью, тем не менее, система инклюзивного образования в нашей стране находится на начальных стадиях своего развития, а значит, выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, и, следовательно, требует разработки не только полноценной нормативной, но и методологической базы, а также грамотного управления на всех этапах моделирования и организации инклюзивной образовательной среды. Анализ нормативно-правовых документов и существующей практики инклюзивного образования в Российской Федерации позволил выявить противоречия. В настоящее время существуют противоречия между:  cоциaльным зaкaзом общества, нaпрaвленным нa реализацию инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации, и отсутствием образовательной среды, обеспечивающей совместное обучение детей с ОВЗ со сверстниками;  необходимостью управления процессом организации инклюзивной образовательной среды в ДОО и недостаточной разработанностью комплекса условий обеспечения инклюзивного образования и структуры управления процессом инклюзивного образования;  требованием практики к нормативно-правовому, научному и программнометодическому обеспечению организации инклюзивной образовательной
Стр.8
9 среды и недостаточной разработанностью концепции организации инклюзивного образования. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких условиях будет эффективным управление процессом создания инклюзивной образовательной среды в дошкольной образовательной организации? Актуальность проблемы и выявленные противоречия определили тему исследования: «Управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной образовательной организации» Цель исследования: научно обосновать, разработать и частично апробировать модель инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной образовательной организации. Объект исследования: создание инклюзивной образовательной среды в дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды в дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования: управление процессом создания модели инклюзивной образовательной среды может быть эффективным, если:  дана сущностная характеристика понятию «инклюзивная образовательная среда»;  разработана модель инклюзивной образовательной среды в дошкольной образовательной организации, включающая следующие компоненты: управленческий, пространственно-предметный, методический, коммуникативно-организационный; содержательно созданы/разработаны необходимые организационные, нормативноправовые, кадровые, мотивационные, информационные, материальнотехнические, финансовые, программно-методические, социально
Стр.9
10 педагогические условия создания модели инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной образовательной организации;  осуществляется управление взаимодействием субъектов инклюзивной образовательной среды в современной дошкольной образовательной организации. Цель исследования обусловила постановку и последовательное решение следующих задач: 1. Дать сущностную характеристику понятию «инклюзивная образовательная среда». 2. Охарактеризовать научно-методологические подходы и принципы инклюзивной образовательной среды дошкольной образовательной организации. 3. Разработать модель инклюзивной образовательной среды в условиях современной дошкольной образовательной организации. 4. Апробировать модель инклюзивной образовательной среды в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №13 г. Нижнеудинск». Методологической основой исследования являются: положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.); основы изучения инклюзивного образования, исходящие из философского осмысления феномена «образовательная интеграция» и содержащиеся в трудах отечественных психологов и педагогов (П. П. Блонский, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, Г. Л. Зайцева, А. Н. Коноплёва, Э. И. Леонгард, A. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, М. Л. Любимов, H. H. Малофеев, Л. Е. Шевчук, Л. М. Шипицина, Н. Д. Шматко, Ж. И. Шиф и др.), теории и методологии разработки образовательных стандартов (В. И. Байденко, В. П. Беспалько, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов, B. C. Леднев, А. И. Маркушевич, М. В. Рыжа
Стр.10