Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Интерактивная стратегия работы с родителями воспитанников ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования (на примере МБДОУ № 57, г. Ангарска)

0   0
АвторыМальцева Ольга Александровна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц100
ID346177
АннотацияВ представленной магистерской диссертации изложена суть понятия "интерактивная стратегия" применительно к работе с родителями в условиях дошкольной образовательной организации и проведена апробация такой стратегии на примере ДОО г. Ангарска Иркутской области.
Интерактивная стратегия работы с родителями воспитанников ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования (на примере МБДОУ № 57, г. Ангарска) / О.А. Мальцева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 100 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346177 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Мальцева Ольга Александровна Интерактивная стратегия работы с родителями воспитанников ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования (на примере МБДОУ № 57, г. Ангарска) Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-98 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Проектно - исследовательская деятельность; инновационные технологии организации Научный руководитель: Чупрова Ольга Федоровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. <...> ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ……………………………………………………………………………. <...> Активизация работы с родителями воспитанников ДОО как современная педагогическая проблема в условиях с ФГОС дошкольного образования……13 1.2. <...> Педагогическая сущность понятия «интерактивная стратегия» в контексте работы с родителями воспитанников ДОО в условиях с ФГОС дошкольного образования…………………………………………………………………………19 Выводы по первой главе………………………………… <...>
Интерактивная_стратегия_работы_с_родителями_воспитанников_ДОО_в_условиях_ФГОС_дошкольного_образования_(на_примере_МБДОУ_№_57,_г._Ангарска).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Мальцева Ольга Александровна Интерактивная стратегия работы с родителями воспитанников ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования (на примере МБДОУ № 57, г. Ангарска) Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-98 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Проектно - исследовательская деятельность; инновационные технологии организации Научный руководитель: Чупрова Ольга Федоровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ……………………………………………………………………………..13 1.1. Активизация работы с родителями воспитанников ДОО как современная педагогическая проблема в условиях с ФГОС дошкольного образования……13 1.2. Педагогическая сущность понятия «интерактивная стратегия» в контексте работы с родителями воспитанников ДОО в условиях с ФГОС дошкольного образования…………………………………………………………………………19 Выводы по первой главе…………………………………………………………..32 ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДОО В УСЛОВИЯХ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 57 , Г. АНГАРСКА)………………………………………………………………………………34 2.1. Готовность родителей и педагогов к реализации интерактивной стратегии в ДОО в условиях с ФГОС дошкольного образования………………………….34 2.2. Содержание и методическая основа интерактивной стратегии работы с родителями воспитанников ДОО в условиях с ФГОС дошкольного образования...............................................................................................................................44 2.3. Результаты апробации интерактивной стратегии работы с родителями воспитанников ДОО в условиях с ФГОС дошкольного образования. ……………..54 Выводы по второй главе…………………………………………………………..63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….65 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..68 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….76
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Развитие института российской семьи, изменения традиционной её модели в условиях информационного общества, современной социокультурной ситуации, реформ образовательной политики, пересмотра стандартов дошкольного образования формируют заинтересованность государства в повышении качества дошкольного образования, поиска новых форм для выстраивания педагогического диалога между родителями воспитанников и сотрудниками дошкольных образовательных организаций (ДОО) путем разработки и внедрения интерактивных стратегий взаимодействия. Актуальность решения данной задачи подчеркивается в нормативноправовых документах: «Конвенции о правах ребенка» статья 18; Семейного кодекса РФ статья 63; Закона РФ «Об образовании Российской Федерации» статья 44; ФГОС ДОО и др. В данных документах выделяют приоритетное внимание правам и обязанностям родителей и в воспитании и развитии ребенка, и что в выполнении данных обязанностей родители не должны оставаться без поддержки образовательных организаций. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования глава 1. П. 1.6. гласит, что «стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»; п.1.7. «Стандарт является основой: для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.»; Глава 3 п. 3. 2. « поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» [72].
Стр.3
4 Изложенное позволяет заключить, что на современном этапе необходимо создать новые взаимоотношения семьи и ДОО, построенные на сотрудничестве и доверительности, но это должны быть не воздействие воспитателя на родителей, а взаимодействие в режиме диалога ДОО и семьи, вовлечение семей непосредственно в деятельность по развитию детей, это становится актуальным с общепедагогического ракурса в контексте разработки интерактивной стратегии работы с родителями воспитанников ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования. Это указывает на актуальность исследования на социальнопрактическом уровне. Теоретические основы проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей заложены в исследованиях советской и современной педагогической науке и практике. Отражая изменения характера взаимоотношений детского сада и родителей П. Ф. Каптерев (конец IXX века) разрабатывал научные основы семейной педагогики, создал теоретическую базу руководства семейным воспитанием, характеризующуюся гуманно-демократической направленностью, один из первых организовал работу «курсов матерей, публичных лекций, педагогических кружков». Проблему работы общественных организаций с родителями с середины 20 по 40 годы XX века рассматривают такие ученые как, Е. А. Аркин, Н. К. Крупская, Е. И. Радина, Л. И. Красногорская и д. р., ими разработана система культурно-просветительской работы с родителями, включающая консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, педагогические курсы для матерей. Впервые появляется классификация форм работы с родителями: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада» [37, с. 356-360]. В 40-80-е гг. XX века Н. Ф. Виноградова, В. К. Котырло, Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урбанская и д.р., применяют новые формы работы с
Стр.4
5 родителями: школы молодых родителей, родительские конференции, семинары – практикумы. Под руководством И. В. Гребенникова была разработана модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. Модель включала в себя два аспекта – повышение педагогической культуры родителей и подготовку молодежи к семейной жизни. Среди научных исследований особую значимость представляют труды, представленные, в период с 90-х по 2004 год О. Л. Зверева и Т. В. Кротова предложили новую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, а О. В. Солодянкина и Г. В Глушкова разработали инновационную форму развивающего взаимодействия: включение родителей в планирование. В исследованиях с 2004 – 2008 гг. Т. Н. Дороновой, Т. Н. Ерофеевой, С. И. Мусиенко, Е. В. Соловьевой - раскрываются содержание, формы и методы работы дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого– педагогической культуры. Такие авторы, как Е. С. Евдокимова, Е. Антипова, освещают проблему педагогической поддержки семьи в воспитании детей дошкольного возраста, представляют результаты исследований и практического опыта работы с семьей, пытаясь найти новые перспективные направления работы с родителями, но базируя свою работу на консультативно - методической поддержке. Работы выше перечисленных авторов носят просветительский и консультативный характер. На современном этапе актуально взаимодействие ДОО с родителями направленное на долгосрочный результат партнерских взаимоотношений. Этому требованию отвечают цели исследования авторов: А. А. Гуз, Л. К. Гейхман, С. Л. Васильева и др. (2008- 2013 гг), - которые исследуют проблему «организации партнерских взаимоотношений педагогов с семьей в условиях открытого дошкольного учреждения, механизмы привлечения родителей к участию в образовательном процессе» [14].
Стр.5