МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогики и лингводидактики
Мальцева Ольга Александровна
Интерактивная стратегия работы с родителями воспитанников ДОО в
условиях ФГОС дошкольного образования (на примере МБДОУ № 57, г.
Ангарска)
Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-98
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность: Проектно - исследовательская деятельность; инновационные
технологии организации
Научный руководитель: Чупрова Ольга Федоровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики
и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры
педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н.,
доцент кафедры педагогики и лингводидактики
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ ДОО ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ……………………………………………………………………………..13
1.1.
Активизация работы с родителями воспитанников ДОО как современная
педагогическая проблема в условиях с ФГОС дошкольного образования……13
1.2. Педагогическая сущность понятия «интерактивная стратегия» в контексте
работы с родителями воспитанников ДОО в условиях с ФГОС дошкольного
образования…………………………………………………………………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..32
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ ДОО В УСЛОВИЯХ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 57 , Г. АНГАРСКА)………………………………………………………………………………34
2.1.
Готовность родителей и педагогов к реализации интерактивной стратегии в
ДОО в условиях с ФГОС дошкольного образования………………………….34
2.2. Содержание и методическая основа интерактивной стратегии работы с родителями
воспитанников ДОО в условиях с ФГОС дошкольного образования...............................................................................................................................44
2.3.
Результаты апробации интерактивной стратегии работы с родителями воспитанников
ДОО в условиях с ФГОС дошкольного образования. ……………..54
Выводы по второй главе…………………………………………………………..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..68
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….76
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие института российской семьи,
изменения традиционной её модели в условиях информационного общества,
современной социокультурной ситуации, реформ образовательной политики,
пересмотра стандартов дошкольного образования формируют заинтересованность
государства в повышении качества дошкольного образования, поиска
новых форм для выстраивания педагогического диалога между родителями
воспитанников и сотрудниками дошкольных образовательных организаций
(ДОО) путем разработки и внедрения интерактивных стратегий взаимодействия.
Актуальность
решения данной задачи подчеркивается в нормативноправовых
документах: «Конвенции о правах ребенка» статья 18; Семейного кодекса
РФ статья 63; Закона РФ «Об образовании Российской Федерации» статья
44; ФГОС ДОО и др. В данных документах выделяют приоритетное внимание
правам и обязанностям родителей и в воспитании и развитии ребенка, и
что в выполнении данных обязанностей родители не должны оставаться без
поддержки образовательных организаций.
Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования глава 1. П. 1.6. гласит, что «стандарт направлен на решение
следующих задач: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»; п.1.7. «Стандарт
является основой: для оказания помощи родителям (законным представителям)
в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического
здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития.»; Глава 3 п. 3. 2. « поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение
семей непосредственно в образовательную деятельность» [72].
Стр.3
4
Изложенное позволяет заключить, что на современном этапе необходимо
создать новые взаимоотношения семьи и ДОО, построенные на сотрудничестве
и доверительности, но это должны быть не воздействие воспитателя на родителей,
а взаимодействие в режиме диалога ДОО и семьи, вовлечение семей непосредственно
в деятельность по развитию детей, это становится актуальным с
общепедагогического ракурса в контексте разработки интерактивной стратегии
работы с родителями воспитанников ДОО в условиях ФГОС дошкольного образования.
Это указывает на актуальность исследования на социальнопрактическом
уровне.
Теоретические основы проблемы взаимодействия дошкольного учреждения
с семьей заложены в исследованиях советской и современной педагогической
науке и практике. Отражая изменения характера взаимоотношений детского
сада и родителей П. Ф. Каптерев (конец IXX века) разрабатывал научные
основы семейной педагогики, создал теоретическую базу руководства семейным
воспитанием, характеризующуюся гуманно-демократической направленностью,
один из первых организовал работу «курсов матерей, публичных лекций,
педагогических кружков».
Проблему работы общественных организаций с родителями с середины
20 по 40 годы XX века рассматривают такие ученые как, Е. А. Аркин, Н. К.
Крупская, Е. И. Радина, Л. И. Красногорская и д. р., ими разработана система
культурно-просветительской работы с родителями, включающая консультации,
родительские собрания, индивидуальные беседы, педагогические курсы для матерей.
Впервые появляется классификация форм работы с родителями: коллективные,
индивидуальные и наглядно-информационные. Н. К. Крупская в своих
«Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это
большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей,
о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом,
привлечение их к работе детского сада» [37, с. 356-360].
В 40-80-е гг. XX века Н. Ф. Виноградова, В. К. Котырло, Т. А. Маркова,
А. К. Менжанова, О. Н. Урбанская и д.р., применяют новые формы работы с
Стр.4
5
родителями: школы молодых родителей, родительские конференции, семинары
– практикумы. Под руководством И. В. Гребенникова была разработана модель
родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. Модель
включала в себя два аспекта – повышение педагогической культуры родителей
и подготовку молодежи к семейной жизни.
Среди научных исследований особую значимость представляют труды,
представленные, в период с 90-х по 2004 год О. Л. Зверева и Т. В. Кротова
предложили новую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с
родителями: информационно-аналитические, досуговые, познавательные,
наглядно-информационные, а О. В. Солодянкина и Г. В Глушкова разработали
инновационную форму развивающего взаимодействия: включение родителей в
планирование.
В исследованиях с 2004 – 2008 гг. Т. Н. Дороновой, Т. Н. Ерофеевой, С.
И. Мусиенко, Е. В. Соловьевой - раскрываются содержание, формы и методы
работы дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого–
педагогической культуры.
Такие авторы, как Е. С. Евдокимова, Е. Антипова, освещают проблему
педагогической поддержки семьи в воспитании детей дошкольного возраста,
представляют результаты исследований и практического опыта работы с семьей,
пытаясь найти новые перспективные направления работы с родителями, но
базируя свою работу на консультативно - методической поддержке.
Работы выше перечисленных авторов носят просветительский и консультативный
характер. На современном этапе актуально взаимодействие ДОО с родителями
направленное на долгосрочный результат партнерских взаимоотношений.
Этому требованию отвечают цели исследования авторов: А. А. Гуз, Л. К.
Гейхман, С. Л. Васильева и др. (2008- 2013 гг), - которые исследуют проблему
«организации партнерских взаимоотношений педагогов с семьей в условиях
открытого дошкольного учреждения, механизмы привлечения родителей к участию
в образовательном процессе» [14].
Стр.5